Экзорцизм в православной церкви

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Отношение православной церкви

В православной церкви экзорцист — это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

  • многие представители российской православной церкви высказываются против проведения массовых отчиток и относятся к ним негативно;
  • священнослужители считают, что сейчас очень трудно найти священника, обладающего способностями к изгнанию злых духов;
  • такие обряды сейчас проводят так называемые «младостарцы» которые могут нанести непоправимый вред и своей душе, и душе людей, присутствующих на этом обряде;
  • на отчитке изгоняет бесов не священник, он обращается к силам свыше, поэтому молодые священники и те, кто не обладает таким даром, не могут приближаться к такому серьезному делу, как изгнание бесов.

Важно! Христос всегда запрещал подавать голос бесноватым, а старцы не разрешали слушать выкрики и рыки одержимых, вступать в контакт с бесами и находиться здоровым людям рядом. На современных отчитках присутствует много посторонних людей, которые могут пострадать.

В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.

Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.

Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

  • поведение начинает резко меняться, человек начинает себя проявлять очень агрессивно, особенно в сторону церкви и святынь, вплоть до матерных ругательств, хрипов и плевков на крест;
  • случаются припадки, схожие с проявлением эпилепсии: судороги всего тела, густая пена изо рта, дергание, закатывание глаз;
  • появляется злой взгляд, галлюцинации;
  • когда находится рядом с иконой или церковью начинает сильно беспокоиться;
  • во время проявления бесноватости начинает говорить от лица темных сил, иногда на неизвестном языке;
  • проявляется аморальное поведение, не знающее границ;
  • человек постоянно думает о самоубийстве.

Внимание! Многие перечисленные признаки могут проявляться при любой психологической болезни, поэтому при появлении симптоматики сначала нужно обратиться к психиатру.

Правила проведения обряда

Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.

О других обрядах православной церкви:

Несколько обязательных правил:

  • перед проведением отчитки нужно обязательно убедиться в том, что человек не болен психиатрическими заболеваниями, а им овладела темная сила;
  • священник читает молитву над одержимым, обращается к Господу, просит его изгнать нечисть из человека. Текст молитвы прерывать нельзя, даже если бесы начнут препятствовать, кричать, выгибаться, плеваться и вести себя вызывающе неадекватно;
  • обязательно должен присутствовать родственник человека которого отчитывают, чтобы обезопасить экзорциста от обвинений, так как во время ритуала может произойти смерть больного.

Важно! Главным условием выздоровления человека, является праведная жизнь, посещение церкви, постоянная молитва. Если он не ведет православный образ жизни, то экзорцизм будет безуспешным.

Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов — очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.

Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман — единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.

Экзорцизм в православной церкви

Одержимость – это полное подчинение воли человека охватившим его демонам. Случаи такие редки, но все же случаются и в наше время. В случае одержимости, человек уже не может управлять собой, его охватывают конвульсии, он начинает выть и разговаривать на неизвестных языках. Свидетели упоминают о том, что чувствуют рядом с собой страшную, злую силу, которая вгоняет их в оторопь. Человеку требуется прибегнуть к духовной помощи православного священника, который по благословению вышестоящего церковного начальства может прочитать над беснующимся чин изгнания и освободить страждущего от власти демонов. Известно, что в Большом требнике святителя Петра Могилы XVII века существовал чин изгнания, состоявший из 12 молитв.

Изгнание демонов Иисусом

В Новом завете описывается много случаев изгнания демонов Сыном Божьим. В Евангелии от Матфея (9:32–33) описан случай, когда после изгнания Христом демонов из немого тот обрел голос. В главе 12 упоминается бесноватый слепой и немой, который прозревает и начинает говорить после исцеления. Но самый известный случай – это случай с Гадаринским бесноватым – человеком могучей силы, которого настолько одолевали демоны, что он разрывал на себе одежду, убегал в пещеры (в гробы) и неделями ничего не ел (Марк. 5:2 – 20). Справиться с ним не могли, так как он обладал огромной силой.
Христос повелел «легиону» бесов, обитавших в человеке, выйти в огромное стадо свиней, которое паслось рядом. Бесы вошли в животных, после чего те бросились в море со скал. А Гадаринский бесноватый оделся и начал спокойно разговаривать с Христом. В таком виде его и нашли сородичи.

Апостолы

Силу изгонять бесов Христос передал ученикам, и те делали это Его именем. Известно, что Петр, проповедуя в Иерусалиме, исцелял одержимых, которые стекались к нему с окрестностей (Деян. 5:16). То же делал и апостол Павел. Более того, бесноватые исцелялись даже просто возлагая платки и пояс « с тела апостола». Известны случаи экзорцизма апостола Филиппа: когда он проповедовал, то из людей с воплями исходили демоны (Деян. 8:7).

Сергий Радонежский

Дело апостолов продолжили великие русские святые. Так, Сергий Радонежский исцелил бесноватого боярина, который жил недалеко от Лавры. Знатного человека так сильно мучили демоны, что он разрывал прочные цепи, кусал домочадцев и убегал в пустынные места, подобно Гардаринскому бесноватому. Его не могли удержать даже десять сильных мужчин. Домой его возвращали, когда он окончательно ослабевал.
Когда его, связанного, повезли в Лавру, бес начали выть: «Куда вы меня везете! Горе! Горе мне!».
Узнав о приближении бесноватого, о. Сергий приказал бить в било, собрал монахов и начал служить молебен. Когда боярина ввели в монастырь, Святой вышел к нему с крестом в руке и перекрестил. Тот отскочил и стал валяться в луже, крича, что его « жжет пламя». После окончания молебна он исцелился, обрел разум и начал разговаривать.
Известно, что исцеленный несколько дней провел в Лавре, исповедался, причастился, возблагодарил Бога за спасение и уехал домой здоровым.
В Житие святого встречается и случай исцеления одержимого юноши, который жил в монастыре, но случай этот произошел уже по кончине Святого. Одержимый юноша убегал в лес, скитался по оврагам. Чтобы исцелить его, монахи сковывали его и цепями и приводили ко гробу Святого. При виде мощей юноша начинал биться об пол и выть. Но однажды Господь услышать молитву Преподобного, и юноша исцелился у гроба Святого. После изгнания бесов он остался жить в монастыре, шил одежду для монахов.

Святой Иоанн Кронштадский

Еще одним святым, прославившимся изгнанием д стал Иоанн Кронштадский, живший в конце XIX века. По рассказу очевидца полковника Евстафия Андреевича Ковесского, в 1882 году в храм завели огромного мужчину, которого еле удерживали другие мужики. Тот выл, кричал петухом, изо рта шла пена. Отец Иоанн накрыл его епитрахилью и начал молиться. Бесноватый упал на колени и затих. После того, как о.Иоанн перекрестил его, он спокойно встал и поклонился.
Монахиня по фамилии Родевич рассказывала об исцелении бесноватой. Женщину завели в храм несколько мужчин и еле удерживали ее на месте. Пришедший отец Иоанн, приказал ей самой перекреститься и положил ей на голову ладонь. Женщина шипела, выла и отбивались от всех право рукой, словно палкой, но священник удерживал ее на месте и молился. Из глаз отца Иоанна, обращенных к небу, катились крупные слезы. Наконец ему удалось согнуть руку одержимой и перекрестить ее. После этого она начала безостановочно креститься, из рта пошла пена, а потом она упала на пол. Когда ее подняли ноги, женщина заплакала и стала благодарить Святого, после чего спокойно отстояла службу и приняла Святые Дары.
Еще один случай исцеления беснующейся произошел здесь же, в храме, где служил Святой. Внутрь вбежала одержимая, прыгнула на священника и вцепилась в него, протащив несколько метров. Свидетели говорили, что отец Иоанн был спокоен, но очень бледен и начал молиться. Беса кричал, что не выйдет, но потом смирился и спросил: «Куда велишь выйти?» На что Святой ответил: «В бездну!». Через несколько минут беснующаяся затихла.

Современные экзорцисты

Сейчас попасть на отчитку можно в Троице-Сергиевой Лавре, где дело продолжает священник Герман Чесноков. Делает он это по благословению патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Отчитывают и в некоторых других храмах и монастырях, но священник должен иметь благословение от епископа.
Если же экзорцизмом будут заниматься миряне, то их ждет то, что случилось много веков назад с сыновьями иудейского первосвященника Скевы (Деян. 19: 13–16), которые решили изгонять бесов так, как это делал апостол Павел.
Результат был плачевен. В ответ на слова: «Заклинаем вас именем Христа и апостола Его Павла, выйдете вон!» Демоны ответили: «Христа знаем и Павла знаем, а вы кто такие?» После чего беснующийся набросился на братьев, жестоко избил их, порвал одежду и обратил в бегство.

Музыка

Пятница, 19 Июня 2009 г. 13:55 + в цитатник

Имя мне легион!

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение одержимого человека крестным знамением, а также окуривание его ладаном. Молитва, изгоняющая бесов, является самой длинной в каноне Православной Церкви — продолжительность ее около 20 минут. Текст молитвы не менялся на протяжении многих веков.

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы с помощью определенного религиозного ритуала. Обряд этот очень древний и восходит к истокам христианства.

В Евангелии описано, как Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. «Как твое имя?» — вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион», — отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые говорится о том, что человек может быть одержим многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после сошествия Святого Духа на апостолов, они также обрели этот дар. Теологи утверждают, что именно через них, основателей Христианской церкви, эта способность перешла к их последователям — священникам.

Количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому невелико во все времена. Однако в Средние века среди служителей Церкви появилось огромное число священников, уверенных, что им это по силам, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Естественно, деятельность их не могла принести ничего, кроме вреда, а «успехи» на этом поприще инквизиции привели к тому, что современная Католическая Церковь официально к экзорцизму больше не прибегает.

Отчитка — дело специалиста

На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком. Православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, священников, умеющих отчитывать, можно пересчитать по пальцам.

Необходимо обратить особое внимание на то, что отчитывать, то есть изгонять бесов, имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, чита обычную молитву за здравие. В некоторых случаях она тоже помогает.

Кстати, священники настоятельно не рекомендуют прихожанам присутствовать при отчитке — ведь никто не знает, в кого решит вселиться лишившийся своей жертвы злой дух.

Прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку люди советуются со священником из своего прихода и получают его благословение. Кроме того, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим, с первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот некоторые из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение креста может вызывать у него физические страдания. То же самое происходит, когда он вдыхает ладан.

Одержимый бесами физически не сможет принять ни одного из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях во всем теле, потере сознания и плохом самочувствии и за пределами церкви.

Прежде спокойный человекможет сделаться необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным, если в него вселяются бесы. Об одержимости можно говорить и в том случае, если ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам человек вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Не путать с психопатией?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, симптомы, характерные для одного из видов шизофрении, могут напоминать поведение человека, ставшего жертвой темных сил. Больной полностью уверен, что им овладел бес, и даже во время отчитки может вести себя как одержимый. Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Обычно они приходят до начала службы и беседуют со страждущим, над которым предстоит провести обряд. Опытный священник сразу видит, одержим человек или болен психически. Больным людям обряд противопоказан, потому что может усугубить их состояние.

Каким же образом священники отличают психически больного от одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является умение чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые священники имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же многие занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно, поэтому глаз у их, как говорится, наметан.

В некоторых церквях с желающими попасть на отчитку проводят беседу чтобы выявить, действительно ли эти люди одержимы. Но в последние несколько лет одержимых стало так много, что на индивидуальные беседы у священников просто не хватает времени.

Отчитка в лавре

Сейчас самым известным местом из-ания бесов в России является Свято-оицкая Сергиева лавра, расположенная в городе Сергиев Посад. Это один из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всей России и из ближнего зарубежья приезжают в лавру чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет отдать дань уважения, кто-то — попросить крепкого здоровья, а кто-то приходит к святому за советом. Но есть и те, кто приезжает в лавру надеясь избавиться от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры архимандрит Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта небольшая, так что людям во время службы порой приходится стоять даже на крыльце.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять — пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы пришедшие набрались мужества и сил: ведь отчитка — нелегкий обряд.

Прежде чем начать отчитку отец Герман каждый раз произносит полуторачасовую проповедь. «Грех — это тоже болезнь, — говорит он. — и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

А когда отец Герман приступает к отчитке, начинается страшное. Гнетущая тишина сменяется какофонией звуков, многие из которых не имеют ничего общего с человеческими голосами. Некоторые люди визжат, другие надрывно кричат, дети порой начинают говорить низкими мужскими голосами. Случается, люди лают, хрюкают извиваются, катаются по полу.

Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и прямо на ней заносить в храм. После отчитки этот человек спокойно поднялся и самостоятельно отправился домой.

Изгнание бесов — обряд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки отец Герман выглядит так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни. Зато бывшие одержимые, избавившись от мучивших их бесов, чувствуют величайшее облегчение.

Ссылка на основную публикацию