Раскол в Русской Православной Церкви, начавшийся с 1667года, оставил глубокий след в истории российского общества. Отношение к этому религиозному феномену противоречивое со стороны различных социальных групп, долгое время государственная политика была направлена на преследование старообрядцев. В настоящее время государственно-религиозные отношения к старообрядцам изменились в положительную сторону.
Церковный раскол в Русской православной церкви связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. Одним из основных противников реформ и сторонником сохранения старых церковных канонов был протопоп Аввакум, 25 мая 1666 года представший перед Большим Московским церковным собором и отказавшийся принести покаяние. Это событие поставило Русскую Церковь перед неизбежным расколом.
Аввакум был осужден и отправлен в ссылку в Пустозерский острог на Печоре. На соборе отказался принести покаяние и поп Лазарь, за что был сослан в тот же острог. На собор был приведен диакон Благовещенского собора Феодор, который на соборе не принес покаяние, был предан анафеме, и был сослан в Николо-Угрешский монастырь.
Вскоре он прислал свое письменное покаяние на собор, был прощен, но затем вернулся к своим прежним взглядам, за что ему вскоре отрежут язык и отправят в Пустозерский острог, в ссылку, а затем сожгут живьем в срубе вместе с протопопом Аввакумом.
На втором этапе Большого Московского церковного собора 1666-1667 годов патриарху Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе Собора Паисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые сделали необратимым раскол в Русской Церкви.
Реформа патриарха Никона осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650-1680-х годах.
Противники реформы, впоследствии получившие название старообрядцы, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666-1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
Сосланному в Пустозерск Аввакуму не вырезали языка, как сосланным вместе с ним Лазарю, Епифанию и Никифору, протопопу симбирскому. Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Федору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.
Ожидаемые результаты
Сформируем представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной власти. Раскроем сущность и последствия церковной реформы Никона. Познакомимся с выдающейся исторической личностью – протопопом Аввакумом.
Выберите верные утверждения.
Русь приняла веру у греков
Русь приняла веру у варягов
В XVII веке во главе церковной организации в России стоял патриарх
Стоглавый собор установил автокефалию Русской православной церкви
Россия в XVI-XVII вв. оставалась единственной страной, где православие являлось государственной религией
отделение от Русской православной церкви части верующих, выступавших против церковных реформ патриарха Никона 1653–1656 гг. Противников официальной церкви после этого стали называть раскольниками или старообрядцами.
отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. (См. схему «Церковный раскол»)
В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей.
Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организацию. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины — скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти).
Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества.
Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 — 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих.
После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения — сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений.
священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, доктор теологии (1994), специалист по истории старообрядчества и единоверия; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; Секретарь Синодальной комиссии по старообрядчеству и единоверию (с 2005).
О лекции
продолжительность: 47:31
Скачать лекцию
- Скачать текст лекции : doc
Материал по теме лекции
Материал на который ссылаются в лекции
Последние комментарии
Комментариев пока нет
Все серии
Конспект лекции
Реформы патриарха Никона и история старообрядчества. Часть 1
Раскол – Как Вы оцениваете эту веху в русской истории 17 века?
Если давать общую оценку 17-му веку, то он был переломный. Очень острые оценки историки, мыслители прилагают к этому времени.
Может быть, для начала нам надо вспомнить святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, в Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорил Александр Исаевич Солженицын: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы революции 17-го года».
Произошло нечто катастрофическое, нечто грандиозное, то, что изменило ход дальнейшей русской национальной истории. Попытаться ответить на то, что было в период 17-го века, или хотя бы в кульминационный период раскола, можно начинать издалека, даже не с 17-го века. Есть очень интересные, часто очень тонкие определения, которые дает профессор, протоирей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия»: «Весь век проходит в крайнем напряжении и в беспокойстве, в разноголосице, пререканиях и спорах».
А почему? Было все хорошо, была Святая Русь, и вдруг пререкания и споры и разноголосицы. С точки зрения светской истории, то, что происходит в 17-ом веке – это переход российского общества, России, от Позднего Средневековья к Новому времени. Часто современный читатель, не вполне понимает, в чем трагедия такого перехода? Она ведь может проходить и без всякой трагедии. Это происходило постепенно, что-то где-то менялось, менялось сознание, мироощущение. Есть такое понятие «традиционное общество». Это общество построенное на традициях, где существует определенное понятие об укладе в семье, обществе, существуют какие-то устройства этого общества, его управления. Все функционирует на основе каких-то порядков. Известно такое сочинение как «Домострой». Может, кто-то позитивно это видит, кто-то негативно, считает, что это время закостенения. Это время, когда человек мыслил себя и ощущал себя несколько в иной среде, несколько иным образом нежели в позднее время.
Новое время – время рационализма. Его можно называть временем просвещения, временем, когда развиваются науки. Но человек средневекового мышления, он жил в другой системе координат, он жил в другой системе ценностей, им двигали другие какие-то вещи. Это можно понимать на основании того, как вообще со временем меняются ценности, как меняется мышление. Сегодняшний человек очень рационален, очень прагматичен. Для него некоторые материальные вещи стоят почти всегда на первом месте. Потом говорим о каких-то духовных вещах, иногда даже не понимая, что это такое.
Есть такие ценности, которые вообще не понятны современному человеку. Иногда очень трудно разъяснить, что такое семья, очень трудно объяснить человеку, что такое долг, что такое нравственность. А вот человек, который жил в другие времена и был иначе воспитан, у него совсем другая система представления о мире, и мироощущение было иное. Вот это менялось. Менялось устройство общества. Там модель, которая пыталась привиться на Руси, со стороны светской власти прежде всего, это западная модель.
Реформы Никона: теоретическая основа и применение на практике
Причиной раскола станут реформы Никона, которые невозможно понять без учета его теоретических взглядов, внимания к внешней политике и стремления к Вселенскому православию. Поговорим об основах реформ.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
? Никон был сторонником теократии — объединения светской и духовной власти в одном лице.
? Он хотел претендовать на роль защитника православия в масштабах всей Европы. Раньше эту роль на себя брала Византия, которая пала в 1453 году. Теперь же Никон мечтал о построении великого православного Московского государства.
? В формировании взглядов Никона сыграл большую роль и «кружок ревнителей благочестия», который сформировался еще до его патриаршества. Туда входили настоятель Казанского собора Иван Неронов, духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум и другие «люди начитанные и искусные в деле проповеди». Однако после назначения Никона патриархом кружок распался из-за внутренних разногласий.
? Мечтая о православной империи с центром в Москве, Никон не хотел строить эту империю с ошибками — вера Москвы должна быть эталонной, чтобы никто не мог упрекнуть Никона в ереси. Начать искоренение ошибок Никон решил с пересмотра русских вариантов богословских книг.
1. Территории у границ Турции, присоединенные к России в 17 веке
2. Иван Неронов
3. Протопоп Аввакум
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
Богослужебные книги исправлялись не только при Никоне — так происходило при всех патриархах. Но раньше в качестве первоисточника для сверок брались первые славянские переводы («добрые переводы»).
?? Первым принципом Никона стало обращение к греческим первоисточникам, а не к славянским переводам религиозных книг, поскольку веру принесли греки.
? Но потом он решил отправить монаха на Афон, чтобы списать там оригиналы и привезти на Русь. И уже с оригиналами Никон собирался править богослужебные книги, чтобы другие православные патриархи не могли его ни в чем укорить.
✉️ Помимо книг Никон взялся и за исправление обрядов в разных областях церковной жизни. В 1653 году он рассылает по всем Московским церквям предписания: «По преданию святых апостолов и святых отцов, не подобает в церкви метания творити на колени, но в пояс бы вам творити поклоны, еще и тремя перстами бы есте крестились».
? Реакция на нововведения была очень неоднозначной. Вот как описал ее протопоп Аввакум: «Мы же задумались, сошедшееся между собою. Видим, яко зима хощет бытии: сердце озябло и ноги задрожали» (из «Жития» протопопа Аввакума).
? Изменения коснулись и молитвы. На Руси было принято многоголосье — когда в разных частях храма одновременно проводились разные службы для экономии времени верующих. Никон решил, что это неправильно, и ввел единоголосье — одну службу во всем храме.
☝️ Иконопись и архитектурное строительство тоже выстраивались по греческому образцу, что для Никона было принципиально важно.
? Русские иконы к тому времени уже представляли собой особый вид иконописи, далекий от греческого образца (иконы Андрея Рублева, Даниила Черного и других мастеров).
⛪️ Так же обстояла и ситуация с храмами. В то время на Руси получили широкое распространение шатровые храмы, которые были чисто русской разновидностью. Никон запретил строить шатровые храмы, заменив их пятиглавыми.
✏️ Никон вносит и другие изменения: запрещает ходить против солнца во время крестного хода, вводит обратно греческие облачения у священнослужителей, перенимает другие греческие нюансы.
1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:
> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;
> церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.
Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.
2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.
3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.
4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.
Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.
Б. Церковные реформы Никона
1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:
> устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;
> вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;
> земные поклоны заменялись поясными;
> устанавливалось единоголосие во время церковной службы;
> во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
> иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;
> «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
> заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.
> для богослужения допускались иконы только греческого письма.
2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.
3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.
4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии. ». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».
5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.
В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы
1. В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.
2. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.
3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.