Церковь во имя николая чудотворца

Стоит храм в самом конце переулка.
Когда-то по нему протекала река Рачка, начало своё бравшая из "Поганой лужи", которая позже стала Чистыми прудами.
Текла она по Колпачному и Подкопаевским переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку и впадала в р. Москву на Москворецкой набережной, чуть выше устья Яузы.
Потом Рачку заключили в трубу.

Название урочища Подкопаево (или Подкопаи), возможно, произошло от фамилии владельца двора поблизости, хотя есть и другие версии.
По преданию,некие воры сделали подкоп под церковь, забрались внутрь, взяли серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них был завален в сделанном им же подкопе и погиб под обвалтвшимися камнями.
По другой версии, название объясняется также подкопом, но только сделанном не для преступных целей — здесь как будто находился карьер для добычи глины.
По церкви переулок ещё называли Никольским.

В первый раз местность эта упоминается в летописи 1493 г., когда великий князь Иван III переселился сюда после большого пожара, уничтожившего дворец в Кремле:
28 июля от свечки загорелась Николопесковская церковь (та, что близ Арбата), и от неё занялся пожар.

Известно, что каменным здание церкви было уже в 1629 г., но, возможно, построено оно и ранее.
Несколько раз она переделывалась — в конце XVII-начале XVIII в. и в середине XVIII в.
1750-1759 г.г. — на средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата.
Храм святого Николая в Подкопаях сильно пострадал во время нашествия армии Наполеона на Москву в 1812 г., и из-за отсутствия прихода был закрыт.

Церковь сорок с лишним лет пустовала и только в 1855-58 гг. по проекту архитектора Н.И.Козловского её восстановили после передачи ее Александрийскому подворью.
Тогда появились новая трапезная с приделами, обработанная в барочном духе, и сферическая кровля на храме.

В 1858 г. храм был заново освящён митрополитом Московским Филаретом и епископом Фиваидским Нестером,

По Подколокольному переулку стоит шатровая часовенка в "русском" стиле, построенная в 1885 г. по инициативе настоятеля подворья архимандрита Геннадия.

В послереволюционные годы в церкви зарегистрировалась греческая община, что помогло избежать закрытия храма.
После роспуска общины (1926 г.) в храме расположилась женская монашеская община, руководили которой отец Андрей (в миру Борис Яковлевич Эльбсон) и отец Петр Петриков, пришедшие сюда из Оптиной пустыни.

В 1931 году священников церкви Николая Чудотворца в Покопаях, а также активных прихожан арестовали, но храму снова удалось избежать закрытия.
На этот раз судьбой церкви озаботился представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, отец Василиий Демаполо.

Новомученики храма Святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков,
настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов».
В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне.

Из них лишь двое достигли сорока лет: о. Андрей и Валентина.

о.Петр Петриков
Церковь во имя николая чудотворца
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Иерей Петр Петриков причислен к лику святых Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В 1937 году храм закрыли, долгие десятилетия здесь работал гальванический цех.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви, отреставрировали и заново освятили.
Сейчас мы можем увидеть, раскрытые реставраторами фрагменты декора 17-18 века.

Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери;
приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

При церкви работает воскресная детская школа, а также взрослая православная школа риторики.

Церковь во имя николая чудотворца

Храм Святителя Николая в Котельниках, москвичи называют его еще Никольская церковь или Церковь Святого Николая. Построен архитектором Осипом Ивановичем Бове в 1822-1824 годах на средства князя Сергея Михайловича Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви.

Главный престол освящён в честь Николая Чудотворца; приделы в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в честь преподобномученицы Евдокии.

Интересные факты из архива Московской духовной консистории есть в книге «Храм свт. Николая в Котельниках», — изданной Подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве в 2009 году, — которую мне удалось в этой же церкви и приобрести в своё время, — 1818 года декабря 21 дня, Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергей Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину Митрополиту Московскому прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то он желает во всем ся поправить и привесть в благолепие суммою своею. Просил оную церковь на сем пожелании поправить ему дозволить. По тому прошению резолюцей покойного Преждеосвященного предписано: церковь исправить позволить.

В 1823 году был освящен главный — Никольский придел храма. Придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был освящен 24 августа 1824 года Святителем Филаретом (Дроздовым) в день памяти святого Петра, Митрополита Московского.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя преподобномученицы Евдокии, — придел освящен 17 сентября.

Кстати, — Митрополит Филарет был Митрополитом Московским и Коломенским с 3 (15) июля 1821 года по 19 ноября (1 декабря) 1867 года. Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению.

Церковь во имя николая чудотворца

На архитраве портика традиционные для Осипа Ивановича Бове медальоны с головками херувимов и тамплиерские кресты в венках. Тамплиерские кресты весьма характерный для Бове символ, он присутствует на ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке, — правда насколько они аутентичны, — не знаю, — и на фризе второго яруса колокольни Храма Большого Вознесения на Большой Никитской улице. А головыки херувимов встречаются наверное на всех церквях постройки Осипа Ивановича, — на Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», на Храме Большое Вознесение, на Храме Троицкого собора Данилова монастыря и на Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. Фирменный знак.

Церковь во имя николая чудотворца

Тамплиерские кресты, — прямые равносторонние кресты с расширяющимися концами, — есть не только снаружи, но и внутри церкви.

Церковь во имя николая чудотворца

Правда внутри церкви головок херувимов уже нет, но есть лента.

Церковь во имя николая чудотворца

Южный фасад здания, выходящий на 1-й Котельнический переулок, украшен скульптурной барельефной композицией «Вход Господень в Иерусалим».

Церковь во имя николая чудотворца

«Вход Господень в Иерусалим» Евангелие от Матфея глава 21 стихи с 1 по 7.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Церковь во имя николая чудотворца

Церковь во имя николая чудотворца

Церковь во имя николая чудотворца

Церковь во имя николая чудотворца

Иногда авторами проекта Храма Святителя Николая в Котельниках называют архитекторов Бове и Жилярди.

Церковь во имя николая чудотворца

Звездное небо на куполе Храма святого Николая Чудотворца в Котельниках. Звезды пятиугольные и шестиугольные.

В книге Гарольда Вуриса «Факты для вольного каменщика» есть вопрос, — символически, что служит потолком ложи? Есть и ответ на поставленный вопрос, — звездное небо.

Церковь во имя николая чудотворца

Рисунок Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова — «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

Церковь во имя николая чудотворца

Фото Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова — «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

Церковь во имя николая чудотворца

Из всех храмов, посвященных Николаю Чудотворцу, самым оригинальным является, пожалуй, храм, расположенный в московском районе Хамовники. Своим обликом он сразу бросается в глаза и надолго остается в памяти. Более того, одно только его созерцание сразу улучшает настроение и настраивает на позитивные мысли. Между тем, храм имеет очень долгую историю, за время которой он верно служил службу своей общине, не на миг не прекращая своей духовной миссии.
Я поделюсь с вами знаниями о Храме Николая Чудотворца в Хамовниках, расскажу о расписании служб и о некоторых интересных фактах из его прошлого и настоящего.

Где находится Храм Николая Чудотворца

  • Храм Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках расположен по адресу: город Москва, улица Льва Толстого, 2.
  • Телефон +7499246708.

Как лучше добираться

  1. Чтобы добраться до Храма Николая Чудотворца в Хамовниках, нужно по кольцевой ветке метрополитена доехать до станции «Парк культуры», откуда до места назначения несколько минут пешего хода.
  2. Нужно проследовать по Комсомольскому проспекту в южном направлении, пройти мимо сада им. Травникова и свернуть на улицу Льва Толстого.
  3. Вас также устроит автобус 28-го маршрута, его остановка «Улица Льва Толстого» находится возле храма.
  4. Если вы едете на автомобиле, с Ленинского проспекта сверните на улицу Крымский Вал, затем через Крымский мост на Зубовский бульвар, с которого нужно свернуть на Комсомольский проспект и добраться до улицы Льва Толстого.

Режим работы

Храм открыт для посетителей ежедневно с восьми до двадцати часов.

Расписание богослужений в Храме Николая Чудотворца в Хамовниках

  • С понедельника по субботу в 8 часов начинается утренняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.
  • В воскресенье в 7 часов начинается ранняя литургия, в 10 часов – поздняя литургия, в 17 часов вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках

  1. Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
  2. Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.
  3. Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.Церковь во имя николая чудотворца
  4. Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.
  5. В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
  6. Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.Церковь во имя николая чудотворца
  7. Великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.
  8. Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.
  9. На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на фото

Церковь во имя николая чудотворца
Храм имеет очень оригинальный и причудливый внешний вид.
Церковь во имя николая чудотворца
Так выглядит главный вход в Храм Николая Чудотворца.
Церковь во имя николая чудотворца
Фрагмент иконостаса Храма Николая Чудотворца.
Церковь во имя николая чудотворцаХрам Николая Чудотворца в Хамовниках в ночное время выглядит восхитительно.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на видео

Невозможно покинуть Храм Николая Чудотворца в Хамовниках в недобром расположении духа. С чем бы ты сюда не пришел, уйдешь обязательно со светлыми мыслями. Приятного просмотра!

Этот храм появился еще в XV веке. Причем тогда существовали сразу две церкви Николы в Кузнецах: одна в Замоскворечье, а вторая — это современный храм Святителя Николая в Котельниках на левом берегу Москвы-реки. Возможно, именно с левого берега в Замоскворечье переселились кузнецы.

Церковь во имя николая чудотворца

Храм Николая в Кузнецах построили в камне в 1805 году. А в 1847 обветшавший храм перестроили, надстроили колокольню, пристроили трапезную. В таком виде он дошел до наших дней.

Это одна из немногих церквей, которую в XX веке не разрушили и не отдали под иные нужды. Кроме того, сюда свозили святыни из разрушенных храмов. В советское время это казалось необычным, поэтому говорили, что настоятель храма на Новокузнецкой — дальний родственник Ленина.

В Никольском храме в Кузнецах с 1951 по 1984 год служил протоиерей Всеволод Шпиллер. Он был сродни известному священнику Александру Меню. Его проповеди записывали на магнитофон, а пленки расходились по всей стране даже тогда, когда это было опасно. Шпиллер создал приход, в котором было много представителей новой интеллигенции («шестидесятников»). В течение нескольких лет он был духовником Солженицына.

Всеволода Шпиллера не посадили, но постепенно выживали из храма — посылали в приход атеистов, у верующих проверяли документы во время службы. Но когда вместо него назначили нового настоятеля, того застрелили. Отец Шпиллер даже не знал преступника, но трогать его уже боялись.

В 1990 году рядом с храмом Николая Чудотворца в Кузнецах построили баптистерий — крещальню с большой купелью для взрослых. Также в храме находятся чудотворные иконы Иверской Божией Матери и икона Божией Матери «Утоли мои печали», которую перенесли сюда из закрытой церкви святителя Николая в Пупышках.


Радоница
— пасхальный день поминовения усопших.
Во вторник второй недели по Пасхе , которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.По древнему на Руси обычаю совершается поминовение усопших. Служба в этот день носит характер, отличный от других заупокойных служб, ввиду присоединения некоторых пасхальных песнопений.

Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для домашнего совершения

Последование панихиды пасхальным чином во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, для домашнего (келейного) совершения.

Панихида (в формате Word)

День нашей Победы

Христос Воскресе!

Возлюбленнии о Господе отцы всечестные, братья и сестры!

Примите наши самые теплые и сердечные поздравления с величайшим праздником Светлого Христова Воскресения!

Пасхальная радость, преобразующая всего человека, имеет своим основанием величайший подвиг Божией любви ко грешному человеку, жертвы Христовой за нас. Величие пасхальной радости проистекает из глубины Христовых страданий.

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Церковь во имя николая чудотворцаВоскресение Спасителя открыло человечеству врата Царствия Небесного и наполнило наше земное бытие непреходящим смыслом. Господь даровал Себя всем верующим в Него как образец добродетели и приобрел нетление, дабы по Его стопам шли и все спасаемые, как пишет о том преподобный Максим Исповедник (Амбигвы, 42). А для этого мы должны уже здесь, на земле, научиться дышать воздухом вечности, совлекаясь ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), устрояя свою жизнь по Евангелию и участвуя в Таинствах Святой Церкви — наследницы великих обетований Божиих.

Церковь во имя николая чудотворцаЦерковь во имя николая чудотворца

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.
Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.
Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.
1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.
По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.

В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.

Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Церковь во имя николая чудотворца

На фотографии (снимок сделан мною 5 октября 2007 года) — дом №34 по улице Красного Курсанта в Санкт — Петербурге (Петроградская сторона).

В этом доме (Главный корпус), а также в кирпичных домах, расположенных по соседству, до 1918 года располагались казармы Отдельного корпуса пограничной стражи. В сентябре 1918 года корпус был упразднён.

А в главном корпусе казарм с 1915 по 1918 годы располагалась домовая церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Авторами проекта как самого главного корпуса, так и являются гражд. инж. В. А. Шевалёв и архитектор Кричинский Степан Самойлович.

Постройка здания и церкви датируется в разных источниках по разному 1890 — 1910 и 1913 — 1914 (видимо здание достраивалось и перестраивалось).

Церковь во имя николая чудотворца
Апсида, в которой находился алтарь домовой церкви. Фото — не моё, а отсюда

Домовая церковь, располагавшаяся на третьем этаже главного корпуса казарм, была освящена 1 ноября 1915 года. Вскоре после освящения в ней военные пограничники РИ отмечали корпусной праздник, который приходился на день Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Церковь была закрыта новой большевистской властью в 1918 году, тогда же когда и был упразднён Отдельный пограничный корпус.

В советские годы и в настоящее время здания казарм принадлежат Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. В помещении церкви, когда я учился в Можайке в 1995-1999 и 2000-2001 годах, находилась аудитория. Там необыкновенно хорошая акустика. И все преподаватели, читавшие нам, курсантам, лекции, отмечали — это потому что тут некогда находилась церковь. А в апсиде здания (см. фото), где прежде был алтарь церкви, располагался какой-то чулан со всяким хламом. Это ведь так почти всегда было в безбожные советские годы. Если не сортир устроить в алтаре осквернённой церкви, так какую-нибудь свалку. Ну Бог-то поругаем не бывает.

Кстати, про находившуюся там церковь я знал, а вот в честь кого она была освящена и кому принадлежала, узнал только недавно, из интернета.

Церковь во имя николая чудотворца

В XIX веке в храме была найдена медная табличка со следующей надписью «основася церковь сия в честь и память иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийских, чудотворца, — при святительстве господина Лазаря Барановича, архиепископа Черниговского, старанием и коштом пана Михаила Андреевича Миклашевского, полковника Стародубского с товариством и панами мещаны и положении мощи св. м. Сергия, року 1691 м. июня 28 дн.» Храм простоял почти сто лет.

В XVIII веке храм горел еще дважды, в 1786 г. после пожара в храме обрушился купол. В 1802 г. храм был построен, в 1803 г. освящен вновь.

После того, как в 1823 году Н.А.Ширай построил в Стародубе новую церковь во имя Святителя Николая, прежний храм стали называть Старо – Никольским.

До 1919 г. храм находился в ведении Черниговской Епархии Русской Православной Церкви. После того как в 1919г. Стародуб отошел к Гомельской губернии РСФСР, сведений об управляющей Епархии нет. С 1926 года и до 1929 года храм был в ведении Брянской Епархии русской Православной Церкви. Был закрыт в 1929 г. в период массового закрытия храмов, здание использовалось под склад. Согласно сообщению Стародубского горсовета в Президиум Брянского губисполкома от 1 апреля 1929 года о 2 закрытых храмах в городе, — один из них «церковь «Старый собор» как пришедшая в негодность, каковая подлежит разбору на снос». К сожалению, из-за отсутствия документов 30-хх гг. нет возможности проследить судьбу храма в те годы.

С 1987 года в храме возобновлено Богослужение. В настоящее время Свято – Никольский храм числится в числе памятников архитектуры, как объект культурно-исторического наследия, относится к Стародубскому благочинию Брянской Епархии Русской Православной Церкви.

Основание: ф.1097, оп.1, д.19, л.36;

— «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», кн.7, Чернигов, 1873г., с.5;

— Ал.Лазаревский, «Описание старой Малороссии», т.2, «Полк Стародубский», Киев, 1888г., с.134.

Церковь во имя николая чудотворца

Церковь во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца возводится в Костроме по адресу улица Лесная, 15, на месте разрушенного в первой половине XX в. Христорождественского храма на Дебре.

Впервые деревянная церковь Николая Чудотворца упоминается в письменных источниках от 1628 года. Летописи говорят о церкви «Николы чудотворца мокрой, на Костроме на посаде на Дебре». Это был традиционный для того времени храмовый комплекс из теплого зимнего храма во имя Николая Чудотворца и неотапливаемого летнего храма Рождества Христова, с двумя приделами во имя преподобных Авраамия Ростовского и Сергия Радонежского. «У сей церкви», говорит старинная опись, «двор попов, двор дьяконов, в приходе же шестьдесят три двора.»

В восемнадцатом веке, сильно обветшавшие к тому времени храмы решено было полностью перестроить. По документам консистории, в июле 1733 года «был запечатан указ о строении церкви по челобитью города Костромы церкви Николая чудотворца Мокраго, попа Алексея Дмитриева. Велено против его челобитья в городе Костроме вместо ветхих церквей и придела, теплой церкви Рождества Христова да другой, каменной церкви, Николая Чудотворца с приделом преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца построить вновь на том же месте каменныя теж престолы. Настоящую церковь во имя Рождества Христова, да придел Сергия преподобнаго, в теплой — Николая чудотворца.» Новая церковь, в стиле нарышкинского барокко, с шатровой колокольней и оградой была построена в 1734 г. на средства прихожан. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, а также в колокольне — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Трагический для России двадцатый век вписал свою темную страницу в летопись Никольского храма на Дебре: богоборческие власти вынесли святыне, особо выделяющейся среди прибрежных построек, свой приговор. В 1930 году церковь, якобы по требованию рабочих мукомольного завода, который находился рядом, была закрыта, а еще через пять лет — разрушена.

Новая жизнь храма берет отсчет 10 декабря 2014 года. Именно тогда епископом Костромским и Галичским Ферапонтом был освящен закладной камень на месте будущего строительства.

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Ссылка на основную публикацию