Царская православная церковь

Направление правого модернизма, пародирующее Святоотеческое учение о грехе, Искуплении и Втором Пришествии. Разновидность невидимой религии.

Целый ряд неправославных лиц и изданий (например, Игнатий (Душеин), «Нескучный сад», «Православие и мир») использовали царебожие как повод для нападения на память Святых Царственных мучеников и на учение о монархии.

Содержание

определение

Учение о царе-искупителе касается особой роли России, русского народа и русского царя-искупителя как «царя-победителя» в грядущих судьбах мира. Сторонники учения постоянно оперируют словосочетанием «Жертва для Спасения России», произвольно подразумевая под этим то ли спасение русских от поголовного уничтожения, то ли сохранение территориальной целостности российской Империи, либо будущее духовное и имперское возрождение.

Распространители таких идей весьма часто представляются ультраконсервативными русскими националистами и монархистами. Обобщающего наименования апологеты не используют, с другой стороны, противники прямо именуют это явление царебожием [1] [2] [3] или цареискупительной ересью [4] [5] . Ряд церковных деятелей, в частности, покойный Даниил Сысоев, отмечают, что такие взгляды имеют явные признаки ереси, сектантства внутри церкви или раскола.

Часть последователей царебожия объединены в малочисленную неканоническую «Царскую православную церковь» (ЦПЦ), возникшую в 2008 году на основе «Братства царя-искупителя», возглавляемого Вадимом Кузнецовым. «Святейший правительственный синод» ЦПЦ возглавляет под именем епископа Алексия бывший протоиерей Русской православной церкви Александр Иванников, изверженный из сана в 2010 году [6] .

Царебожие напрямую смыкается с иными сомнительными взглядами (что характерно для течения New Age), бытующими в части православого модернизма, например, почитанием неканонических икон, неприятием страховых полисов, ИНН, верой в существование заговора евреев, стремлением к канонизации Распутина, Ивана Грозного, Сталина, а также Игоря Талькова.

Идею «царя-искупителя» и попытки введения новых обрядов, с ней связанных, прямо осудил Патриарх Алексий II [5] [7] .

описание

Апологеты этого лжеучения ссылаются прежде всего на якобы имевшие место высказывания монаха Авеля (Василий Васильев; 1757(55?)–1841), который первым «пророчествовал», что последний Российский Император Николай II «искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно» (Житие преподобного Авеля прорицателя. Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995, с. 42). Данное пророчество появилось в печатных изданиях в начале 90-х годов XX века. [8]

история

чин всенародного покаяния

Патриарх Алексий II в своем послании писал:

«Убийство царской семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления, произошедшего со страной и народом».

Это было воспринято рядом клириков и мирян как «зеленый свет» для создания отдельного специального «чина покаяния», который и стал проводиться с конца 1990-х годов в подмосковном Тайнинском у статуи Николая II. При этом в чине покаяния обнаружились еще и призывы к отказу от паспортов и ИНН, что тоже немаловажная часть доктрины многих течений «царебожия».

Патриарх Алексий II в 2007 году заявил:

«Искупительный подвиг один – Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно. Со всей ответственностью заявляю, что этот “покаянный акт” недопустим и душевреден. Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому».

Дорогие братья и сестры! Дорогие друзья! От имени настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы (о. Илии Спирова) и жителей деревни обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь в сохранении нашего храма в д.Турово Бежаницкого района Псковской области! Наступила весна 2021 года и очень хочется продолжить работы по консервации храма.
Показать полностью. Наше самое больное место-это крыша, а точнее ее отсутствие. Просто необходимо защитить храм от дождя и снега, иначе вся проделанная работа окажется бесполезной — просто рухнет кирпичный свод и все. и тогда уже точно будет пройдена точка невозврата. Помогите нам-расскажите о нас родным и знакомым!!!
Мы открыты и готовы ответить на любой вопрос. Весь ход восстановительных работ освещается в группе, все отчеты о полученных средствах также представлены здесь.
В 2020 году, благодаря благотворителям мы смогли закупить строительный материал для возведения стропильной системы и начали ее возводить. Сделать удалось не много, но положено начало. а это главное! И останавливаться нельзя!
На сегодняшний день у нас есть материал для продолжения стропильной системы, есть грамотные мастера, но нет денег для оплаты их услуг(((.
Просим оказать посильную помощь. Даже 100 рублей могут изменить ситуацию. А если каждый хотя бы по 100 рублей.
Сейчас нам нужны средства для оплаты кровельных работ по возведению стропильной системы, а потом на покупку материала для обрешётки, ну и самого кровельного материала.

Храму можно помочь по реквизитам (в назначении платежа указывайте «на восстановление храма в Турово»): 1. Номер карты ПАО «Сбербанк России»: 5336 6903 1408 9188 (привязана к номеру 8-909-580-88-03, Анущенко Татьяна Юрьевна)
2. Номер телефона ПАО «Мегафон Северо-Запад»: 8-931-971-51-60
3. Яндекс кошелек: № 410014737333196
Связаться с настоятелем храма – о. Ильей (Спировым): (https://vk.com/spirovonline) можно по телефону: +7 (911) 885-08-55
Связаться с администратором группы по восстановлению храма – Татьяной (https://vk.com/id2813436) можно по телефону: +7 (909) 580-88-03

РАССКАЖИТЕ О НАС — РАЗМЕСТИТЕ ПОСТ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ!!!

Включает в себя все самостоятельные и викарные кафедры которые находились в ведении русских (Киевской, Галицкой, Литовской) митрополий Константинопольского Патриархата, а затем автокефальной Русской Православной Церкви, включая Зарубежную Церковь, вплоть до наших дней.

Кафедры иных поместных Православных Церквей в разное время существовавшие на нынешней канонической территории Русской Православной Церкви, а также кафедры Грузинской Православной Церкви до упразднения и после восстановления ее автокефалии здесь не указываются.

Список ныне действующих самостоятельных епархий Русской Православной Церкви см. в ст. Епархии Русской Православной Церкви.

Родилось рано наше поколение,
Чужда чужбина нам, и скучен дом.
Расформированное поколение
Мы в одиночку к истине бредем.

А.Вознесенский (Юнона и Авось)

Зона свободной мысли

Кто ищет смыслы в жизни,
Кто не может расстаться с логикой,
Кому есть что сказать,
Кто не боится быть осмеянным,
приходите к нам.

Мы не судим, но говорим, что думаем.
Приветствуем любое суждение, согласное с Евангелием,
Если вы не согласны, мы вас тоже выслушаем.
Если вы не уверены в себе, приходите за поддержкой.
Если уверены — приходите поддержать других.

У нас нет готовых рецептов.
Мы ищем, каждый, свой путь к Богу
Пытаясь организовать связку из единомышленников.

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 1066
  • |
  • Видео 985
  • |
  • Мероприятия 0

Русский Царь — глава Церкви??

Ту корону Ея Императорское Величество, приняв от Архиерея с подушки, изволила возложить на свою главу. (выделено мною. – Ю. Р.)» [Описание коронации 1742 года; цит. по: 5, С. 152]. Так Елизавета стала первым в России монархом, короновавшим самого себя. (Пример заразителен: все последующие монархи поступали так же.) В чём причина столь неслыханного самовольства, на которое не решился даже её отец, отношение которого к Церкви не нуждается в комментариях? Было бы упрощением объяснять это лишь фактором удачного переворота, возведшего её на трон. Дескать, Елизавета демонстративно взяла корону из рук первоприсутствующего члена Синода Новгородского архиепископа Амвросия (Юшкевича)
<2>«и сама возложила её себе на голову, подчёркивая тем самым, что обязана властью только самой себе» [1, С. 349]. Всё дело – в особом статусе монарха в Русской Церкви и государстве.
Известно, что ни в Византии, ни на Западе помазание миром при коронации не отождествлялось с таинством Миропомазания [см.: 6]. В России такое отождествление произошло. Константинопольский патриарх, помазуя императора, возглашал «Свят, Свят, Свят!» <3>, что отсылает нас к ветхозаветной символике посвящения на служение. Русский же патриарх (митрополит), помазуя царя, произносил формулу «Печать и дар Святаго Духа» (в позднейшей редакции – «Печать дара Духа Святаго»), то есть слова из чина Миропомазания [4, С. 55]. При этом в Константинополе помазывалась лишь голова коронуемого монарха, а в Москве – и другие части тела, как это делается при обычном Миропомазании. Согласно святому Симеону Солунскому († 1429), в Византии помазание производилось от имени Христа: на голове василевса (императора) с помощью мира изображался крест, ибо «Сам Христос помазует василевса, ограждая его Своим крестом от поражений, давая ему власть и делая его главой» [6, С. 17–20], – ясно, что главой лишь государства, ибо Глава Церкви – Христос.

Как видим, смысл помазания существенно различен: в Византии (как и на Западе) монарх при помазании уподобляется Израильскому царю (наёмному служителю народа), в России же – Самому Христу! Историк церковного права Н. С. Суворов даже считал это «царское» миропомазание особым – «восьмым»! – таинством, в котором «русский православный царь получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью (выделено мною.– Ю. Р.)» [6, С. 28]. Составители русского чина помазания на царство в XVI веке (митрополит Московский Макарий и его сотрудники) существенно отклонились от византийской православной традиции, и это имело далеко идущие – и роковые – последствия
<4>. Действительно, если русский император «уподобляется» Христу и становится «главой» Церкви, то кто же другой может возлагать на него корону? Больший ведь не благословляется меньшим!

Царская православная церковь

Христос и император

«ЦЕРКВОЛЮБИВАЯ ЕЛИЗАВЕТА» (Власть и Церковь в императорской России) <1>«Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка только нет» (А. К. Толстой). Имперская власть и Христианская Церковь – идиллическая «симфония», придуманная.

«Дело управления народами самое трудное дело (1; 33), — говорит о божественной природе власти святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. — «Сам Бог, Владыка владык и Царь царей утверждается за царем в верховную власть». «Кто посаждает на престол царей земных? Тот, кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном, — продолжает отец Иоанн. — Царям земным от Него единого даётся царская держава; Он венчает их диадемою царскою. Только Бог может уполномочить избранного человека на царство и вручать ему самодержавную власть, облекая его славою, величием, силой.

Царь не викарий Бога-Царя, не Его посредник, а по естеству власти сам Бог. Отделением от Царя от царствующей в нем Святой троицы, мы приносимых в покаяние в убиении обыкновенного человека. Бог пребывает в Своей одушествленной иконе, где Аз и Отец олно есть. (Иоанн 10; 30) — отвечает Господь, первосвященникам древним и новейшим иконоборцам. Народ, который служит Царю небесному и земному — есть народ царский. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». (1-е Петра, 2; 9).

Порядок главного христианского богослужения складывался на протяжении столетий. Какие-то части текстов из Божественной литургии удалялись, какие-то привносились. Царская литургия в том виде, как она читалась на протяжении восьми столетий, больше не существует. Под этим названием в отдельных храмах исполняют заказную требу об упокоении или о здравии.

Понятие царской литургии в православии

После февральской революции 1917 года Святейший Синод под давлением Временного правительства упразднил царские дни и изменил содержание литургии, исключив прошения, касающиеся царственной особы.

В Российской империи было установлено 10 праздничных дней в честь торжественных событий в жизни членов царской семьи.

В каждом случае служился свой молебен:

  • в день рождения – благодарственный;
  • коронования – по особому чину;
  • тезоименитства – одноименному святому.

С марта 1917 года эти богослужения были отменены. В память о расстреле царской семьи в Екатеринбургской епархии ежегодно с 14 по 19 июля проводятся богослужения с крестным ходом до места гибели царственных особ.

В Задонском монастыре ввели в практику чин заказной литургии под названием Царская. Это богослужение имеет отличия от заказной обедни и проскомидии.

Церковным уставом в нее включены:

  • проскомидия;
  • обедня;
  • ектения;
  • особое прошение.

Во время литургии читаются только те имена, что были поданы в записке на эту требу.

Царская православная церковь

Порядок проведения

Божественная литургия по царскому чину ведется в традиционной последовательности, но с добавлениями в богослужение во время проскомидии, ектении и заключительного молебна имен, указанных в требе и специальных молитв и прошений. Последовательность проведения заказной службы зависит от назначения: об упокоении усопших или о здравии болящих.

Чин служения об упокоении в Задонском монастыре включает в себя упоминание имен из заказной записки:

  • на проскомидии;
  • несколько раз на сугубой ектенье с дополнительными прошениями;
  • в молитве священника после возгласа.

Также поется заупокойный кондак на Входе «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…», добавляются заупокойные апостольские и евангельские чтения.

Царская православная церковь

Чин богослужения о здравии включает в себя дополнительные молитвословия:

  • на проскомидии – специальная молитва из иерейского молитвослова;
  • на великой ектении – шесть прошений из молебна о недужных;
  • тропарь, прокимен, чтения из Священного Писания о недужных;
  • на сугубой после евангелистского прочтения – три прошения о недужных из Служебника;
  • после возгласа на сугубой священник читает выдержку из молебна о болящих «Владыко Вседержителю…».

Литургии по царскому чину о здравии и упокоении в храме проводятся раз в неделю, с благословения настоятеля монастыря. Вставки в текст богослужения не должны противоречить Типикону, поэтому имеются ограничения на исполнение заказа по времени.

Царская православная церковь

Как заказать чин

Царская литургия заказывается подачей заказной записки в свечной ящик.

Существуют определенные правила ее подачи, которые необходимо соблюдать:

  • Заказать поминовение можно только крещеных в православие и веривших/верующих в Бога. (Крещеных в малолетстве, но активно противоборствующих Православной Церкви поминовать не следует).
  • Имена указываются, данные при крещении, в родительном падеже.
  • Не родившихся детей записывать «О здравии» нельзя, так как они некрещеные.
  • Записка должна иметь заголовок (Записка на царскую литургию об упокоении/о здравии).

Заказную записку заполняют аккуратным разборчивым почерком. Одновременно с заказом требы полагается делать пожертвование на нужды храма.

Царская православная церковь

Выводы

Отличие царского чина богослужения от проскомидии и заказной обедни заключается в том, что имена из заказной записки читает диакон и священник: диакон на проскомидии и ектении, священник – перед престолом на возгласе. Кроме этого, содержание заказного богослужения дополняется специальными прошениями и молитвами. Сделать заказ можно не чаще одного раза в неделю. Время выполнения может не совпадать со временем подачи заказной записки.

Автор: Слесарев А.В. | Рубрика: «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод»

Неканоническая (раскольническая) религиозная организация «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод» (РПЦ-СПС) была основана бывшим епископом Чукотским и Анадырским Диомидом (Дзюбаном), лишенным священного сана 27 июня 2008 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Основными причинами данного решения была антицерковная и противоканоническая деятельность епископа Диомида, выразившаяся в отказе от подчинения церковному священноначалию и культивировании раскольнических настроений в Церкви.

Царская православная церковь

Не подчинившись соборному решению, низложенный до звания простого монаха, Диомид (Дзюбан) продолжил совершение богослужений, что является грубым нарушением церковных канонов и расценивается как грех кощунства. Более того, 17 июля 2008 г. бывший епископ Диомид выпустил обращение, в котором предал анафеме (отлучению от Церкви) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и всех архиереев Русской Православной Церкви. Своими действиями Диомид (Дзюбан) внес большое смущение в церковную жизнь не только Чукотской епархии, но и всей Русской Православной Церкви.

25 октября 2008 г. бывший епископ Диомид провозгласил образование новой неканонической (раскольнической) религиозной организации «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод». Уже не являясь носителем архиерейского сана, в октябре 2008 г. он единолично совершил «архиерейские» хиротонии:

    — своего родного брата
  • «епископа Тверского» Корнилия (Радченко).

С точки зрения канонического права Православной Церкви, данные «архиерейские» хиротонии ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны действительными, поскольку их совершил человек, уже не являющийся носителем архиерейского сана и неправомочный поставлять новых священнослужителей.

На синодальном засадении РПЦ-СПС, проходившем 9 сентября 2009 г., рассматривался вопрос самочинной канонизации императора Николай II в чине «искупителя», проведенной «епископом» Корнилием (Радченко) 16 июля того же года. Было принято решение обратиться с увещанием к совершившему это деяние «иерарху». Однако «епископ» Корнилий отказался отменить канонизацию, за что 17 сентября 2009 г. был запрещен в священнослужении и исключен из состава РПЦ-СПС.

Неканоническая (раскольническая) религиозная организация «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод» в силу целого ряда присущих ей характеристик (изоляционизм, чувство собственного избранничества, обостренный эсхатологизм, психологическое подавление последователей и др.) может рассматриваться как тоталитарная религиозная секта, не имеющая отношения к Православной Церкви. Внешняя схожесть «Русской Православной Церкви — Святейшего Правительствующего Синода» с Русской Православной Церковью Московского Патриархата позволяет данному расколу паразитировать на этой схожести и привлекать к себе тех православных христиан, которые еще мало разбираются в церковных вопросах.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА с 23 по 25 декабря 2021 г. в храмах Северного викариатства г. Москвы будет пребывать ковчег с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского.

Храм свв. блгвв. князей Бориса и …
Читать далее

Приглашаем принять участие в рождественской ярмарке

7 января после праздничной литургии, на территории храма пройдет ставшая уже традиционной Рождественская благотворительная ярмарка!
Приглашаем Вас принять участие! Приносите изделия, сделанные своими руками (сшитое, связанное, сделанное из бисера, бумаги и любого другого материала ) или сувенирную продукцию.
Оставить пожертвование …
Читать далее

Приглашаем в поездку в Рыльский Свято-Никольский монастырь 16-18 декабря 2021 г.

С 16-18 декабря (2021 г.), состоится поломническая поездка в Рыльский Свято-Никольский монастырь на день памяти батюшки Ипполита.
Отъезд 16 декабря в 20:00 от Новоспасского монастыря.
17 декабря – литургия, трапеза, панихида, источники.
Отъезд в Волобуевский скит. В скиту экскурсия …
Читать далее

Царская православная церковь

На Архиерейском соборе Русской православной церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принято Положение о наградах Русской православной церкви.

В нем, в частности, содержится пункт, согласно которому отныне во всех кафедральных соборах епархий Русской церкви Божественная литургия будет совершаться с открытыми Царскими вратами вплоть до молитвы «Отче наш». То есть, даже если литургию совершает не архиерей и не священник, имеющий право служения с открытыми Царскими вратами как личную награду, Царские врата на литургии будут оставаться открытыми бόльшую часть богослужения.

В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»

Пункт 2.3.16 Положения о наградах Русской православной церкви

Особый порядок богослужения. Миссионерские цели и задачи

В 2011 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято новое Положение о богослужебно-иерархических наградах. В него был включен пункт о возможности дарования Патриархом права служить с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» храму или монастырю.

«Такое право может быть дано в том случае, если храм является кафедральным или имеет большое историческое значение, — пояснил тогда в своем комментарии для сайта журнала ”Нескучный сад” заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). — За два прошедшие года многие епархиальные преосвященные представили свои кафедральные соборы к аналогичному награждению. Они направляют прошения на имя Святейшего, и, как правило, он не отказывает».

В сентябре 2012 года патриарх Кирилл удостоил права совершения литургии с открытыми Царскими вратами кафедральный храм Московской городской епархии — храм Христа Спасителя.

Царская православная церковь

Фото: ОВСЦ В 2014 году, в преддверии Рождественских праздников Предстоятель Русской церкви издал указ, согласно которому впредь в день праздника Рождества Божественная литургия должна проходить таким же, особым порядком — уже во всех без исключения храмах РПЦ.

«По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской православной церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…”», — говорилось в документе (указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-01/209 от 31.12.2014 г.).

Представители духовенства высказались в поддержку этого нововведения, которое, по мнению священников, должно способствовать более глубокому пониманию истин православной веры, более полному и осознанному участию в храмовом богослужении. Об этом, в частности, говорили настоятели нескольких московских храмов в своих комментариях для сайта «Православие и мир».

Новая норма Положения о наградах Русской православной церкви продолжает и развивает курс, обозначенный патриархом Кириллом.

Отверстые Царские врата на литургии. Смысл и историческое развитие символа

В ранней Церкви богослужение часто проходило в храмах, где алтарная преграда и Царские врата как ее часть отсутствовали вообще. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой восходят к IV веку. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Со временем завесы широко распространились в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе.

Тем не менее, алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его для молящихся в храме.

В православном Предании алтарь является символическим изображением рая. В процессе развития православного богослужения Царские врата (в греческой традиции — «Святые врата») приобрели большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат рая и наполнение всех райским светом.

Особое значение Царских врат проявляется также в том, что во время богослужения священнослужители выходят ими из алтаря только в определенных случаях. Например, во время причащения мирян через них выходит служащий литургию священник, олицетворяющий Царя Славы Господа Иисуса Христа, присутствующего во Святых Дарах.

Царская православная церковь

Фото: Храм Трёх Святителей в Саратове Наконец, в дни Святой Пасхи Царские врата остаются открытыми в течение всей Светлой седмицы, символизируя победу Христа над смертью и рай, открытый Воскресением Христовым для всех верующих в Него.

На сегодня во многих приходских храмах Элладской церкви царских врат вообще не существует, а завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы.

В начале XX века попытки некоторых российских иерархов и священников совершать литургию с открытыми Царскими вратами были восприняты большинством верующих и духовенства как нововведение, чуждое традиции Русской церкви. Как правило, эти нововведения пытались реализовать представители так называемой «Живой церкви» — движения, получившего название обновленчества.

Так, например, в ноябре 1921 года святитель Тихон (Беллавин) в своем обращении к архипастырям и пастырям Русской церкви писал, что под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих «в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. <…> …Открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике».

«На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения», — заявлял патриарх Тихон.

Позднее, в 1925 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в своем указе от 14 сентября писал:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма…»

«Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике», — говорилось в указе.

Со временем право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами (в двух видах: либо до Херувимской песни, либо до молитвы «Отче наш») приобрело в Русской церкви статус награды, которой удостаивали наиболее заслуженных священнослужителей.

Расследование обстоятельств гибели семьи Николая Романова специалисты называют «рекордным делом» по срокам следствия. Первое уголовное дело возбудили 30 июля 1918 года, говорит заведующий отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея Николай Неуймин. С тем пор обстоятельства убийства и сокрытия останков последней императорской семьи начинали расследовать несколько раз.

Обстоятельства убийства и сокрытия тел выясняли следователи на протяжении столетия. В последний раз расследование возобновили в 2015 году по просьбе патриарха Всея Руси Кирилла. В 2018 году Следственный комитет подтвердил подлинность останков из Поросенкова лога, но не завершил следствие, а Церковь их не признала.

В мае сотрудники СК провели выемку в Государственном архиве РФ. Это произошло после заявления общественника Вадима Винера. Он обратился к председателю СКР Александру Бастрыкину с просьбой проверить костные останки, которые в 2013 году присоединили к фонду по делу гибели царской семьи.

«Возникает вопрос, что это за костные останки, на каком основании их сдали в Госархив и были ли они проанализированы в ходе расследования уголовного дела?» — объяснил Винер Znak.com в июне 2020 года.

Николай Неуймин обращает внимание на «секретность», в которой расследуется гибель царя. «Никто не знает, в какой стадии следствие находится», — говорит он. «Это уникальное уголовное дело. Если брать с 1918-го, прошло 102 года».

Останки

Останки царской семьи, которые Русская православная церковь считала уничтоженными, обнаружила группа ученых-энтузиастов под руководством Александра Авдонина. Тела царя, его супруги, детей и их приближенных нашли еще в 1978 году в Поросенковом логу, но отложили извлечение, потому что исследовать останки в тот момент было невозможно. К логу вернулись в 1991 году и извлекли тела погибших.

Профессор, криминалист Вячеслав Попов заявлял, что удалось обнаружить мужчину, женщину и трех девушек — их дочерей. В рамках экспертиз принадлежность костяков членам семьи Николая II была доказана: на черепе одного из них обнаружен след от сабли — после покушения на Николая в Японии, все получали высококлассное стоматологическое лечение.

Погребение останков последнего российского императора, его жены, трех дочерей и четырех приближенных — доктора Евгения Боткина, лакея Алоизия Труппа, горничной Анны Демидовой и повара Ивана Харитонова — состоялось 17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора Петра и Павла Петропавловской крепости. К тому моменту они еще не были канонизированы.

Позже, в 2007 году, обнаружили останки еще одной дочери — Марии и наследника российского престола, цесаревича Алексея.

Церковная дилемма

Святыми Николай II и его семья стали в 1981 году — их признала Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ). В августе 2000 года монарха с супругой и их детей канонизировали в России. Позже к лику новомучеников причислили доктора Евгения Боткина.

В случае с семьей Романовых православные не поклоняются останкам. По официальной версии Церкви, тел царя и его родных не существует — их якобы уничтожили большевики после убийства. Вот интервью с иеромонахом, который отпевал Романовых, но уверен, что они не имеют отношения к императорской фамилии.

Царская православная церковь

Не царские кости. Интервью со священником, отпевавшим страшную находку Поросенкова лога

У РПЦ есть причины не признавать останки из Поросенкова лога, объяснял 66.RU историк и краевед Николай Неуймин. Во-первых, это дискредитирует монастырь на Ганиной яме, построенный, как уверяют в Церкви, на месте сожжения останков царской семьи. Во-вторых, возникнет путаница в сознании верующих, так как «могил будет несколько: в Ганиной яме, Поросенковом логу и Петропавловской крепости». В-третьих, признание останков грозит расколом среди верующих, часть из которых может не поверить результатам генетической экспертизы.

Помочь еще раз подтвердить подлинность царских останков смогут останки Михаила Романова, младшего брата Николая II, в пользу которого тот отрекся от престола. Однако скрыть, где захоронен Михаил, большевикам удалось успешнее, чем в случае с семьей императора. Михаила Романова ищут специалисты в Перми, но пока ни одной версии им подтвердить не удалось.

Царская православная церковьМ.Ю. Смирнов, ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: исторический и статистический обзор, Часть 9

Известно описание распределения населения Российской империи по главным вероисповеданиям, разработанное Центральным статистическим комитетом МВД на основе материалов Первой Всеобщей переписи 1897 г. Согласно этому источнику делается вывод, что численность православных верующих (включая старообрядцев) на момент переписи составляла 87,3 млн человек (69,5% всего населения). В современной «Православной . энциклопедии» данные приводятся, вероятно, за вычетом старообрядцев — 80 55 650 человек. По другому подсчету, из более чем 125 млн жителей царской России (без проживавших в Польше и Финляндии) последователи синодальной Церкви и старообрядчества составляли в год переписи 71,3% населения. В 1905–1917 гг. сведения о конфессиональном составе населения страны регулярно помещались в статистических ежегодниках Министерства внутренних дел. Общее число православных в России на 1907 г. составляло 91 704 580, а на 1913 г. — 98 534 800 человек. На 1914 г. количество рос . сийских христиан православного вероисповедания приводится по-разному: либо 98 363 874 человек; либо от 115 до 117 млн (если учитывать православных верующих в Прибалтике, Финляндии, в Варшавской епархии и проходящих по Ведомству протопресвитера военного и морского духовенства), т.е. 72% подданных империи.

К 1914 г. организационно-административная структура Православной Церкви в империи состояла из 67 епархий (еще одна была в Северной Америке; также за рубежом функционировало не сколько духовных миссий) , объединявших 48 тыс. приходов. Общее количество храмов определяется числом 77 767. В советской литературе оно было приведено по документам Наркомата юстиции и упоминается в различных изданиях. По уточнению С.Л. Фирсова, это число включало 54 174 собора и церкви (из них 55 за границей), 23 593 часовни и молельни 137 На 1917 г. обычно указывается лишь приблизительное количество храмов — «около» или «почти» 78 тыс. Обращает на себя внимание сравнительно малая доля приходских церквей в столице империи: на начало 1917 г. в Санкт-Петербурге из 470 православных храмов приходскими были только 59, остальные относились к ведомственным и домовым (289), церквам при монастырях и подворьях, дворцовым, полковым, кладбищенским.

Численность духовенства на начало 1915 г. определяется и светскими, и церковными изданиями по соответствующему отчету Синода в 117 915 человек; на приходах действовало 112 629 человек, еще 5286 служителей значилось «уведенными за лета». В общее число входили: 3603 (3246 действовавших) протоиерея, 49 631 (47 859) священник, 15 694 (15 035) диакона, 48 987 (46 489) причетников. Всех архиереев — 130 . Для 1917 г. приводятся лишь примерное количество — около 120 тыс. священнослужителей и церковнослужителей, а также данные по архиереям: три митрополита, 24 архиепископа, 121 епископ, еще два архиепископа и 18 епископов на покое. Еще пять . епископов, 242 священника и диакона служили в зарубежных Аляскинской и Североамериканской епархиях. Об учебных заведениях Православной . Церкви в России на 1917 г. во всех источниках говорится, как правило, без особых расхождений: четыре духовных академии (около тысячи студентов), 57 или 58 духовных семинарий (в разных публикациях называется от 20 до 25 тыс. воспитанников), 185 мужских епархиальных духовных училищ, 35 тыс. ЦПШ всех уровней.

Численность монашества дается по-разному. На 1914 г. чаще указывается 94 629 человек (29 128 монахов и монахинь, 61 111 послушников обоего пола). По 1917 г. сведения расходятся: более . 90 тыс., 104,5 тыс., 106 тыс. Современное . церковное издание сообщает о 107 тыс. (33,5 тыс. монашествующих и 73,4 тыс . послушников) в России; в 15 (5) зарубежных монастырях к 1917 г. насчитывалось 638 монашествующих и 71 послушник. Любопытна отмеченная Е.Б. Емченко . перемена в соотношении мужского и женского монашества за последнее столетие империи. В 1825 г. женские обители составляли примерно пятую часть от общего количества монастырей, а монахини — немного менее половины всех монашествующих. К 1914 г. доля женских обителей достигла 46% от всех монастырей, монахини представляли 71% монашествующих, послушницы — 86% общего числа несущих монастырские послушания.

Среди сведений о количестве монастырей к 1914 г. распространена цифра 1025; расхождение бывает лишь относительно распределения общего числа монастырей на мужские и женские: либо 550/475, либо 478/547. Что касается 1917 г., то имеют . место данные, по которым к осени на территории страны существовало 1245 монашеских обителей (еще 15 находились за рубежом); в их числе 914 собственно монастырей, 65 скитов, 48 монастырских подворий, 84 архиерейских дома, 134 православных общины (из них три мужских); уточняется также, что только 77 монастырей всех видов были расположены на землях Сибири и Дальнего Востока. Близки к этому подсчеты, определившие общее количество на 1917 г. в 1256 (550) монастырей, архиерейских домов и подворий; в том числе собственно монастырей — 816 (370), пустыней — 88 (14), скитов и киновий — 79 (16); а всего 1120 (537) обителей, к которым добавляется 136 (13) архиерейских домов и подворий. Указывается, кстати, что 546 из них были основаны до 1808 г. Если из суммы 1120 исключить те, что находились в польских землях Российского государства и за его рубежами, то останется 1103 (529) монастыря в европейской части России, Сибири и национальных районах бывшей империи. Монастырская земельная собственность на начало 1917 г. составляла 1 159 875 десятин, из которых 276 тыс. сдавались в аренду; два архиерейских дома и 11 (2) монастырей владели свыше 10 тыс. десятин, 24 архиерейских дома и 302 монастыря имели по 500 и более десятин.

Своеобразной характеристикой материального состояния Православной Церкви в преддверии советского периода можно считать документальные данные о национализации церковной и монастырской собственности, осуществлявшейся в 1917–1921 гг. Из Отчета Наркомата юстиции РСФСР о национализации монастырского имущества следует, что к осени 1920 г. у монастырей было изъято капитала на сумму 4 247 667 520 руб., крестьянам передано 827 540 десятин монастырских землевладений, национализированы принадлежавшие монастырям 84 завода, 1112 доходных домов, 704 гостиницы и подворья, 277 больниц и приютов, 602 скотных двора, 436 молочных ферм, 311 пасек. Общая сумма средств, конфискованных у организаций Православной Церкви (без расположенных на Кавказе, в Украине и Сибири), на 1922 г. составила 7 150 руб.

Царская православная церковь 22 %

Аннотация к книге «Царская Церковь в Датском королевстве»

Церковь Св. Александра Невского в Копенгагене, одна из ярких историко-культурных достопримечательностей датской столицы, на протяжении всей своей истории являлась духовным памятником русского православия в Европе.
Книга настоятеля Александро-Невского храма протоиерея Сергия Плехова раскрывает новые, ранее неизвестные страницы русско-датских отношений, затрагивая тему русской послереволюционной эмиграции в Дании. Читателю представлена история создания царского храма в лицах и судьбах. Церковь, обязанная своим созданием Императору Александру III и Императрице Марии Феодоровны, урожденной датской принцессе Дагмар, и воздвигнутая в честь их восшествия на престол, оказалась последней духовной нитью с Россией как для вдовствующей Императрицы, так и для ее соотечественников.

И все это подписано неким «отцом Виктором Новиковым».

цитата: «Ровно через 100 лет после этого и мне было передано подобное же благословение Преподобного Серафима на восстановление Храма Умиления и обретение Его подлинных мощей и точно также я посчитал, что и меня сочтут за сумасшедшего, если я буду уверять, что в Дивеево нет никаких мощей батюшки Серафима и что именно мне, а никому другому, поручено готовить Дивеево к Его воскресению из мертвых. Увидев явную параллель между двумя этими событиями, мне не оставалось ничего иного, как начать собирать и описывать на этом сайте и параллельной ему по содержанию будущей книге всё, что служит целям исполнения данного мне благословения.»

Домашний адрес «подвижника»: 396893 Воронежская область, Нижнедевицкий район, село Нижнее Турово, ул. Чапаева, дом 16 «а», Новиков Виктор Иванович

UPD: Ах вот оно что: «По воле Божией самое значительное участие в жизни автора этих строк оказали благословения замечательного старца современности — архимандрита отца Петра Кучера. По его благословению женился и стал церковным строителем, по его благословению переехал в Дивеево и стал священником, по его благословению стал исполнять волю Божией Матери и Преподобного Серафима. И вот как это произошло.» (линк)

«Молитеся друг за друга, яко да исцелеете». Иак. 5:16

  1. Главная
  2. Поминовения
  3. О Царской литургии

Царская православная церковь

Царская литургия – это особый чин заказной литургии с добавлением специальных прошений и молитвословий как о здравии, так и о упокоении.

Когда в нашей жизни происходит что-то скорбное, приходят болезни, усложняются обстоятельства, то хочется прибегнуть к сугубой молитве Церкви. Для подобных случаев в церковной практике есть специальные молитвословия и службы. В священническом Служебнике есть разделы «О недужном», «На всякую потребу» и др.

Чин служения Царской литургии в нашем монастыре включает в себя поминовение на проскомидии, добавляются особые тропари по Входе на литургии, а также апостольские и евангельские чтения. На сугубой ектенье имена православных христиан, о которых заказана Царская литургия, поминаются несколько раз с дополнительными прошениями, а также священник после возгласа особо молится о них. После совершения Царской литургии записки с именами дополнительно подаются на молебен о здравии свт. Тихону Задонскому.

В дни памяти наших усопших сродников всегда хочется особенно почтить их память. К сожалению, церковный устав не позволяет служить в конкретный день сугубые заупокойные службы, такие как панихиды или Царские литургии. В день памяти усопшего можно заказать литию – небольшую заупокойную службу, а Царская литургия может быть отслужена в какой-либо ближайший день.

Царская литургия о упокоении также включает в себя поминовение на проскомидии, на тропарях по Входе поется заупокойный кондак «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная», добавляются соответствующие заупокойные апостольские и евангельские чтения. На заупокойной ектенье имена поминаются несколько раз. После совершения Царской литургии о упокоении записки с именами дополнительно подаются на панихиду, которая служится в нашем монастыре каждую субботу.

Царская православная церковь

117 лет назад 9 января 1905 года мирная демонстрация рабочих в Санкт-Петербурге была расстреляна императорскими войсками. Это событие вошло в историю как «кровавое воскресенье» — оно считается началом Первой русской революции.

Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье. Это событие не было ни революцией, ни восстанием, но его влияние на ход русской истории оказалось огромным. Происшедшее изменило сознание людей и навсегда «похоронило» так старательно создаваемую идеологию о единении царя и народа – «Православие, Самодержавие, Народность».

Царская православная церковь

Утром 9 января с разных сторон города колонны людей потянулись к Зимнему дворцу. В руках хоругви и портреты императора. На плечах — маленькие дети: чего бояться? Не бунтовать идут — несут царю-батюшке петицию, которая начиналась со слов: «Взгляни внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, Государь!» Но царь настроен решительно и мрачно. «Со вчерашнего дня забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона», — пишет в своём дневнике Николай II.

Жизнь рабочего в российской империи начала 20 века — настоящий ад. Работа по 11 часов 5 дней в неделю + сверхурочные. Зарплата — на усмотрение хозяина. Бастовать запрещено. Страна продолжает жить в прошлом веке. Общественное мнение власть не интересует: в России нет граждан — есть подданные. Зато в подполье — более 40 левых организаций. Но у монархии ещё есть шанс. Царю его подарили питерские рабочие 9 января 1905 года.

Из воспоминаний барона Врангеля: «. выйди Государь на балкон, выслушай он так или иначе народ, ничего бы не было, разве то, что царь стал бы более популярен, чем был».

Вроде царь хотел выйти к рабочим, но его отговорили родственники, и он не поехал в Петербург из Царского Села. Рабочие шли с непокрытыми головами, пели псалом «Спаси, Господи, люди твоя». Они ещё не знали, что царя во дворце нет. Передние ряды несли плакат: «Солдаты! Не стреляйте в народ!» Вдруг из-за шеренги солдат, перекрывших дорогу, вырывается отряд кавалеристов. Конные гренадёры топчут толпу. Две сотни солдат дают по толпе пять залпов. Стрелять и топтать в Петербурге будут весь день. К вечеру уже не станет псалмов. Толпа будет реветь — «Убийцы!»

Историки подчеркивают, что 9 января стало отправной точкой для Первой русской революции – череды событий, произошедших в период с января 1905 по июнь 1907 гг. Кроме Кровавого воскресенья, специалисты причисляют к ним массовые восстания в армии и на флоте, создание Государственной думы в 1905 году, Манифест 17 октября 1905 года о даровании гражданских свобод, учреждение парламента и др. Считается, что Первая русская стала предпосылкой для последующего революционного выступления 1917 года.

С 6 на 7 января в храмах Царскосельского благочиния состоялись торжественные богослужения праздника Рождества Христова.

Празднование дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского

25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца, свой престольный праздник отметил храм в Детскосельском.

Благотворительная акция «Подари ребенку праздник» состоялась в Екатерининском соборе

18 декабря в Екатерининском соборе состоялась предновогодняя акция «Подари ребенку праздник».

В Царскосельском благочинии награждены победители районного этапа конкурса десткого творчества «Красота Божьего мира»

9 и Царская православная церковь12 декабря в Воскресной школе Екатерининского собора состоялось вручение дипломов победителей и сертификатов участников районного этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: 350 — лет со дня рождения Петра I», а Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии опубликовал на своем сайте ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО ЭТАПА конкурса.

Тридцатилетие возобновления богослужений в Знаменской церкви

10 декабря, в день иконы Божией Матери «Знамение», отметила свой престольный праздник первая каменная церковь Царского Села, который в этом году совпал с 30-летием со дня возобновления богослужений в церкви.

30 лет со дня возобновления богослужений в Знаменской церкви Царского Села.

Царская православная церковь 10 декабря в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» исполнилось 30 лет со дня совершения первой Божественной Литургии в З наменской церкви Царского Села после ее возвращения Русской Православной Церкви.
Церковь, построенная по повелению императрицы Елизаветы Петровны – старейшее сооружение Царскосельского дворцово-паркового ансамбля и первое каменное здание Царского Села.

V международный вокально-хоровой конкурс «Царскосельский»

Со 2 по 5 декабря в Пушкине прошел V международный вокально-хоровой конкурс «Царскосельский».

  1. День памяти святой великомученицы Екатерины отметили в Царском Селе
  2. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отметили в Царскосельском благочинии
  3. В Царскосельском благочинии прошли Рождественские (Иоанновские) образовательные чтения
  4. Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесполных
  5. Многая лета патриарху Кириллу!

Страница 1 из 84

Новые публикации

Царская православная церковь

Мы поем Христово Воскресение, и вот только что словами святого Иоанна Златоустого мы провозглашали победу жизни над смертью: Где, ад, твое жало, где, смерть, твоя победа? Воскрес Христос — и ни один мертвец не остался в гробе. А вместе с этим мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают дорогие — где же это благовестие о победе жизни?

  • ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
  • Храмы Царского: Знаменская церковь
  • Храмы Царского: о паперти и аналойном кресте Кирасирской церкви
  • Храмы Царского: почему храм в Фуражном переулке освящен в честь Сергия Радонежского?
  • Храмы Царского: почему у Софийского собора византийский купол?

Церковный календарь

Царская православная церковь

Новости епархии

Царская православная церковь

Архив видеоматериалов

Царская православная церковь

Царскосельское благочиние. Санкт-Петербургская митрополия. Русская Православная Церковь © 2016

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (АПЦ; Алек­сан­д­рий­ский пат­ри­ар­хат), пра­во­слав­ная По­ме­ст­ная цер­ковь, юрис­дик­ция ко­то­рой рас­про­стра­ня­ет­ся на Еги­пет и Аф­ри­ку. Име­но­ва­ние по на­зва­нию сто­ли­цы эл­ли­ни­стического и римского Егип­та – Алек­сан­д­рии. В древ­но­сти за­ни­ма­ла гла­вен­ст­вую­щее ме­сто сре­ди пра­во­слав­ных церк­вей Вос­то­ка, но со 2-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (381) ус­ту­пи­ла его Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви . Со­глас­но по­ста­нов­ле­ни­ям двух пер­вых Все­лен­ских со­бо­ров (I Всел. 6, II Всел. 2), власть епи­ско­па Алек­сан­д­рий­ско­го рас­про­стра­ня­лась «на весь Еги­пет».

Царская православная церковь

Часы – это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой. Главная тема девятого часа – Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого – изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего – сошествие Святого Духа на апостолов; шестого – распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции. Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву – традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому – 7.00, третьему – 9.00, шестому – 12.00. Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый – к началу вечерни, первый – к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.

Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.

В эортологическом смысле (от греческого «эортос» – праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.

Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.

Ведь мы часто являемся будто бы героями стихотворения И. Бродского:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свёртков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои́ и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

Из-за всех этих хаотично нервных покупок, ломящихся столов, приезда родственников мы часто не видим тропы в Вифлеем. Забываем о главном смысле Рождества – Рождестве Спасителя мра Христа. И что мы изначально идем к Нему, а не к родственникам за бутербродами. Это все потом. Сначала – ОН.

И великие часы – это первый шаг к Нему. Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь. Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается. А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.

Как писал в том же стихотворении поэт:

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.

В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.

Святыми на Руси становились не только праведники и мученики, но и те, кто совершал подвиги на благо Отечества и народа.

1. Княгиня Ольга (890-925 – 969)

Николай Рерих. Святая Ольга. Эскиз к мозаике / Николай Рерих

Ольга была женой киевского князя Игоря, сына того самого варяжского князя Рюрика, с которого по легенде началось русское государство. Игорь погиб при взимании дани со славянского племени древлян, а Ольга стала регентом при их малолетнем сыне Святославе и правила до его совершеннолетия. Она устроила несколько жестоких расправ над древлянами в месть об убийстве мужа.

Иван Акимов. Крещение княгини Ольги / Государственный Русский музей

Вместе с тем, Ольга была первой русской правительницей, ставшей христианкой, причем еще до того, как Русь приняла крещение. «Она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», — писали про нее позже древнерусские летописцы.

Ольга же стала и одной из первых святых, почитаемых на Руси. Ее внук — креститель Руси князь Владимир, перенес мощи бабки в одну из первых церквей. По преданию, они не были подвержены тлению. Княгиня стала святой еще до разделения христианства, поэтому почитается и в католичестве как Ольга Русская.

2. Князь Владимир I (ок. 958 – 1015)

Памятник Святому Князю Владимиру в Москве / Legion Media

Внук Ольги, Владимир Великий (также известный как Владимир Святой и Владимир Красно Солнышко) — один из наиболее почитаемых древнерусских правителей. Прежде всего он известен как Креститель Руси. По легенде, Владимир выбирал в какую из трех мировых религий обратить подданных, но по разным причинам остановился на христианстве.

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент фрески во Владимирском соборе в Киеве / Общественное достояние

Собственно, за массовое обращение языческих славянских племен в христианскую веру он и был причислен к лику святых. Храмы в честь Владимира разбросаны по всей России и Украине (так как он был князем Киевской Руси), его именем также назван город Золотого кольца России — Владимир.

3. Александр Невский (1220-1263)

Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля / shakko (CC BY-SA 3.0)

Наиболее известен был своими успехами в борьбе с иноземными захватчиками, которые атаковали Русь с востока и запада, он не проиграл ни одной битвы. Особенно памятна победа князя над Ливонским орденом в Ледовом побоище в 1242 году. Вокруг Невского сложился героический ореол защитника Руси от врагов, который поддерживали даже в советское время — по заказу властей Сергей Эйзенштейн снял героическое полотно «Александр Невский».

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» / Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев/Мосфильм,1938

Еще одной проблемой Невского были татаро-монголы, бравшие с Руси дань и совершавшие набеги. По некоторым источникам, Александр вел переписку с Папой Римским и тот предлагал помощь в борьбе с татаро-монголами в обмен на подчинение Руси папскому престолу. Александр отказался и продолжил борьбу в одиночку — так он прослыл еще и защитником православия от Ватикана. Невский был причислен к лику святых в 1547 году. Несколько раз его мощи перевозили как святой артефакт. После основания Санкт-Петербурга, Петр I велел привезти их в специально отстроенную Лавру.

4. Дмитрий Донской (1350-1389)

Дмитрий Донской. Портрет из «Царского титулярника» / Общественное достояние

Прежде всего известен победой над татаро-монголами в Куликовской Битве. Это была священная схватка, которую благословил один из главных русских святых Сергий Радонежский. Считается, что именно эта победа стала поворотной точкой в освобождении Руси от многовекового ига. Донской вошел в историю как образец воинской славы — и даже во время Второй мировой войны его именем была названа танковая колонна, а деньги на нее пожертвовала церковь.

Памятник Дмитрию Донскому у Коломенского кремля / Павел Егоров

Донской был канонизирован лишь в 1988 году и почитается церковью за скромность и праведную жизнь. Еще в XIX веке главный историограф имперской России Николай Карамзин писал: «Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему». Московский князь якобы ходил каждый день в церковь и соблюдал пост. Донской построил Белокаменный кремль в Москве и несколько монастырей.

5. Николай II (1868-1918)

Николай II с детьми и женой-императрицей / Библиотека Конгресса

Последний русский царь был расстрелян советской властью в Екатеринбурге вместе с семьей. В 2000 году русская православная церковь причислила «страстотерпцев» к лику святых. На иконах царь появляется и отдельно, и вместе с семьей.

Икона с Николаем II / Patriarchia.ru

Решение канонизировать Николая вызвало большой резонанс в России. Один из главных аргументов против — то, что смерть была не мученической за Христа, а политической репрессией. Среди аргументов «за» — широкое народное почитание и деятельность императрицы и дочерей как сестер милосердия во время Первой мировой войны.

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Царская православная церковь

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Царская православная церковь

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Царская православная церковь

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Царская православная церковь

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

Царская православная церковь

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Царская православная церковь

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Уличные бои в Алма-Ате проходили прямо у стен двух храмов Русской православной церкви — собора Святого Николая и Христорождественского собора. Об этом заявил руководитель информационного отдела Астанайской и Алма-Атинской епархии Русской православной церкви и ее пресс-секретарь протоиерей Евгений Иванов, чьи слова приводит «РИА Новости».

«Рядом с Никольским собором находится главное полицейское управление города Алма-Аты, и боевики-террористы хотели взять его штурмом. Этот штурм происходил фактически в 10 метрах от самого храма, но храм не пострадал, к счастью, и никто из людей не пострадал», — заявил Иванов.

По его словам, рядом с Христорождественским собором был развернут «штаб» участников беспорядков.

«Они построили баррикады, жгли круглосуточно покрышки от автомобилей, страшный черный дым столбом был», — пояснил Иванов, подчеркнув, что прихожане и духовенство в ходе беспорядков не пострадали.

Беспорядки в Алма-Ате

Алма-Ата также пережила нашествие мародеров и бандитов. Они громили витрины магазинов и банков, пытались завладеть деньгами и ювелирными драгоценностями. Утром 6 января военные и полицейские приступили к антитеррористической операции против бандитов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что на город напали подготовленные бандиты. По его словам, злоумышленники применяют оружие в отношении мирных граждан. Глава государства отдал приказ открывать огонь по террористам на поражение без предупреждения. Антитеррористическая операция продолжается. Сейчас по всей стране объявлен «красный» уровень опасности.

Токаев обратился за помощью в ОДКБ. Миротворцы, направленные в Казахстан в рамках миссии Организации Договора о коллективной безопасности, занимаются охраной жизненно важных объектов, аэродромов и объектов социальной инфраструктуры.

Вчера, 7 января, российские миротворцы вместе с казахстанскими правоохранителями взяли под полный контроль аэропорт Алма-Аты, который ранее захватили участники беспорядков. Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков подчеркнул, что миротворческий контингент обеспечивает безопасность Генконсульства России в Алма-Ате и других важных объектов.

Накануне президент Казахстана отметил, что исполнение охранных функций объединенного миротворческого контингента ОДКБ в Нур-Султане позволило высвободить часть сил органов правопорядка для контртеррористической операции в Алма-Ате.

Самолеты военно-транспортной авиации ВКС России продолжают переброску основных сил российского контингента миротворческих сил ОДКБ в Казахстан. Коллективные миротворческие силы ОДКБ направлены на ограниченный по времени период для стабилизации и нормализации обстановки в Казахстане. Миротворцы приступили к выполнению задач.

Катаясь на велосипеде по Самарской области, часто доводилось встречать в небольших селах старые, где-то уже разрушенные, где-то полуразрушенные, где-то отреставрированные церкви еще старой Царской России. Велосипед тем и ценен, что за один день можно легко махнуть на самый край области и вернуться обратно, ну а за два дня — выходные и подавно. Этот пост, квинтэссенция моих велопоездок по Самарской области за последние 2 года.

1. Куроедовская церковь. Расположена практически на границе Самарской и Оренбургской областей около села Архат Похвистневского района. Если погуглить, то можно даже небольшой видеофильм про эту церковь найти. Наткнулись на нее совершенно случайно
Царская православная церковь

2. Пожалуй самая известная полуразрушенная православная церковь для самарцев, которая находится в Самарской Луке в селе Осиновка. По заключению какой-то комиссии, эта церковь восстановлению не подлежит,
Царская православная церковь

3. Церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в селе Никольское Безенчукского района.
Царская православная церковь

4. Вернемся в Самарскую Луку. Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Новинки. Реставрировали, да не дореставрировали, к сожалению.
Царская православная церковь

5. Перенесемся на юг области в Хворостянский район, в село Елань. Старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Царская православная церковь

6. Единственная известная мне деревянная церковь царской России — церковь Михаила Архангела в Павловке Сергиевского района.
Царская православная церковь

7. Эта же церковь. Вид изнутри. Еще различимы настенные фрески. Это чудо, что этот храм живой до сего времени.
Царская православная церковь

8. Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери в селе Кануевка Безенчукского района. К счастию эту церковь в последние годы восстановили и сейчас там регулярно ведутся службы.
Царская православная церковь

9. Покровская церковь в селе Елховка Елховского района.
Царская православная церковь

10. Село Дергачи Красноармейского района. Церковь Архистратига Михаила.
Царская православная церковь

11. Один из самых красивых храмов Самаркой области — Храм Архистратига Божия Михаила в селе Виловатое Богатовского района. Недавно полностью восстановлен.
Царская православная церковь

12. Церковь Космы и Дамиана в селе Мусорка Ставропольского района.
Царская православная церковь

13. Вернемся в Безенчукский район. Село Переполовенка и церковь Во имя святой княгини Ольги.
Царская православная церковь

14. Снова на юг области перенесемся в село Абашево Хворостянского района. Еще два года назад церковь «Вера, Надежда, Любовь» была в разрушенном состоянии, но уже весной в этой церкви уже во всю проводились службы.
Царская православная церковь

15. К сожалению не знаю название церкви, гугл с яндексом не помогли. Церковь находится в селе Алексеевка. Службы ведуться только по праздникам.
Царская православная церковь

16. Остатки деревянной церкви в селе Покровка Борского района.
Царская православная церковь

17. Космо-Домианская в селе Съезжее Богатовского района. По состоянию на лето 2014 года — реставрируется.
Царская православная церковь

18. К сожалению не знаю название этой церкви, если кто знает, подскажите пожалуйста.
Царская православная церковь

Это лишь малая часть того, что можно можно посмотреть у нас в области. А ведь есть еще очень красивые старинные усадьбы, некоторые заброшены, некоторые нет. Дома купцов и прочих знатных людей царской России. Есть древние городиша Белогорской культуры в Самарской луке. И мное другое.

А еще есть у нас в Самарской области Департамент туризма, который непонятно чем занимается. Нет бы сделать какую-нибудь базу данных всех достопримечательностей Самарской области и запустить, к примеру, серию телепрограмм про них. Построить туристические маршруты (пешие, велосипедные, автомобильные) как это сделано в большинстве стран Европы. ИМХО, было бы интересно многим. Туры выходного дня в последнее время становятся все более популярными в нашем крае.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector