Богослужебная музыка православной Церкви существует как напевное интонирование литургического текста – пение без сопровождения инструментов. Требованиям литургической эстетики точнее всего отвечает монодия , выражающая единство молящихся: «В Церкви должен всегда быть слышим один голос, так как она есть одно тело» (святой Иоанн Златоуст). Наряду с архитектурой, фресковой живописью, литературой, музыка – элемент храмового синтеза искусств, символически уподобляемый ангельскому пению: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» – поётся в Страстную седмицу на Литургии Преждеосвященных Даров. Литургическое предназначение определяет не только многосторонние связи музыки со словом, действием, иконописью в богослужении, но и интонационные, пространственно-временные особенности самого церковного пения как «умозрения в звуках». Традиционность, каноничность церковного пения опирается на постоянство его функций в богослужении. Канон обусловливает выбор соотношений слова и напева (силлабическое, силлабо-мелизматическое пение, мелизматическое пение ), единство текстовых и музыкальных принципов формообразования, опору песнопений на круг мелодических и структурных моделей разных уровней: попевки , гласовые напевы системы осмогласия , пение на подобен (напев-образец). Традиционность церковной монодии сохраняется и в многоголосных обработках одноголосных напевов-первоисточников благодаря общности принципов организации (мелодическая формульность, ладовая модальность , риторическая подоснова текстомузыкальной формы ). Церковное предание регулирует и особенности исполнения, способ фиксации песнопений (текст с нотированным напевом либо с указанием на подобен).
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу [email protected]
Источник: Богослужебное пение Русской Православной Церкви : Сущность. Система. История : В 2-х том. / И. А. Гарднер. — Сергиев Посад : Моск. духов. акад., 1998. / Т. 1. — 592 с. : нот., факс.; ISBN 5-88056-008-2
Гарднер Иван Алексеевич (1898–1984) – выдающийся исследователь русского церковного пения, историк, регент, выпускник Православного богословского факультета Белградского университета, доктор философских наук Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана, член международной комиссии по исследованию древнеславянских музыкальных памятников. Вниманию читателя предлагается второй том фундаментального научного труда «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», посвящённого истории развития церковного пения. Эта книга является обобщением векового опыта исследования русского богослужебного пения, до настоящего времени не имеет аналогов по широте теоретического подхода и является незаменимым источником изучения церковного пения для многих регентов, певчих, ученых и просто любителей русского церковного пения.
Официальный сайт Введенского
ставропигиального мужского монастыря
- Главная
- Предстоятель
Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой. Железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение.
преп. Амвросий
Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается.
преп. Варсонофий
Если монах пребывает в мирском доме, то на него смотрят как на мирянина. Нельзя монаху долго пребывать в миру. Как рыба без воды, так и монах вне монастыря.
преп. Никон
Тебе Бога хвалим. Избранные песнопения Русской Православной Церкви
Избранные песнопения в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии.
- Рубрики:
- Монастырские
Заступнице Усердная. Песнопения Пресвятой Богородице
Песнопения Пресвятой Богородице в исполнении объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии.
- Рубрики:
- Монастырские
О, дивное чудо! Древо жизни над Русью воздвизается… Хор Московского Сретенского монастыря
Запись произведена в соборном храме Сретенского монастыря в мае 2008 года.
- Рубрики:
- Монастырские
Кто ны разлучит от любве Божия. Хор Московского Сретенского монастыря
Песнопения новомученикам и исповедникам Российским в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
- Рубрики:
- Монастырские
Торжество Православия. Хор братии Валаамского монастыря
Исконно русские песнопения знаменного распева в исполнении братского хора Валаамского монастыря.
- Рубрики:
- Монастырские
Верою и Любовию. Хор братии Валаамского монастыря
На диске представлены праздничные песнопения современного обихода Валаамского монастыря.
- Рубрики:
- Монастырские
Агни Парфене. Хор монахов монастыря Симонопетра
В исполнении монахов монастыря Симонопетра (Афон) звучат богослужебные песнопения на греческом языке.
- Рубрики:
- Монастырские
Благодарение. Сестры Свято-Елисаветинского монастыря
Запись сделана в храме в честь иконы Божией Матери “Державная” Минского Свято-Елисаветинского монастыря.
- Рубрики:
- Монастырские
Надо всеми Бог. Братский хор Свято-Елисаветинского монастыря
Первый диск Братского хора открывает для нас поистине удивительный мир древнего церковного пения, душой которого является распев.
- Рубрики:
- Монастырские
Песнопения Свято-Покровского монастыря
Песнопения Свято-Покровского женского монастыря, где покоятся мощи блаженной старицы Матроны.
Для священника бывает вполне достаточно, если его клирос обеспечивает грамотное проведение службы. Многим батюшкам гораздо больше по душе благоговейная тишина, которую соблюдают прихожане, чем их нестройное подпевание хору.
Многих ли в наше время волнует эта тема? Трудно сказать…
![]() |
Для священника бывает вполне достаточно, если его клирос обеспечивает грамотное проведение службы. Многим батюшкам гораздо больше по душе благоговейная тишина, которую соблюдают прихожане, чем их нестройное подпевание хору. Да и сами прихожане не очень-то рискуют открывать рот на службе, ну разве что на «Верую», да и то с опаской – а вдруг куда-нибудь залезу не туда, а на меня все зашикают! Я уж лучше помолчу!
А уж для многих регентов — и говорить нечего — голос «из зала» – это враг № 1. Только «Честнейшую» запели, как тут же парочка бабулек рядом с аналоем пристроились и запищали, да так усердно и громко, будто это они на клиросе, а не хор! И, что обидно, никакого внимания не обращают на шикающего регента!
И тем не менее, народное пение необходимо хотя бы по следующие соображениям:
1. Если в нашей Русской Церкви окончательно вычеркнуть из богослужения пение прихожан, то произойдёт утрата важнейшего элемента православной службы СОБОРНОСТИ. Соборность проявлялась в древней церкви не только в том, что все причащались Тела и Крови Христа, совершали «общее дело» (именно так переводится с греческого слово «Литургия»). Пение службы было именно общенародным. Протопсалт, стоя на клиросе один, пел значительную часть песнопения, а когда доходил до последнего стиха, все молящиеся подхватывали этот стих и допевали его сообща.
2. Далее: Посильное участие в богослужении заставляет прихожан гораздо лучше понимать и смысл и структуру богослужения. Напротив, НЕ-участие в службе большинства современных членов церкви на многие годы ставит перед ними барьер в понимании богослужения. Многих это устраивает – пусть, мол, умные службу знают, наше дело – свечки и записки передавать. Вот и оказывается, что главный, если не единственный смысл присутствия на службе – это свечки и записки.
3. Чем шире пропасть между прихожанами и клиросом, тем дальше может «занести» хор в манере его пения в сторону концертности. Это проявляется как в страстно-эмоциональном характере пения, так и в наборе песнопений, преимущественно авторских. Примеров тому масса, и я не буду тратить на них время.
Эти, и многие другие аргументы заставляют обратить внимание на саму возможность пения прихожан во время богослужения. Об этом пекутся и рядовые иереи, которые просят прихожан подпевать. Об этом вот уже полвека различные Патриархи Русской Православной Церкви пишут в ежегодных «Обращениях к архипастырям и пастырям». Дело за малым – выполнить эти пожелания, и дело с концом…
И вот тут-то оказывается, что ввести приходское пение в регулярную богослужебную систему не так уж просто. Даже иные батюшки, которые в своё время делали широкие красивые жесты и патетически восклицали прихожанам: «Пойте все!», вынуждены были два-три года спустя направлять ко мне учеников, чтобы обустроить обычное клиросное пение.
Вот по этим причинам я приглашаю читателей «Правмира» к обсуждению этой трудной проблемы – как воспитать в храме поющий приход. Буду рад мнениям и вопросам и от прихожан, и от духовенства и уж конечно, от моего коллеги-клирошанина. Ваши вопросы и мнения помогут мне в развитии этой темы.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Православная литература запись закреплена
И.А. Гарднер
Богослужебное пение Русской Православной Церкви (в 2-х томах)
Год издания: 1998
Количество страниц: 1 232
Формат: PDF/DjVu
Труд Ивана Алексеевича Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» представляет собой суммирование и основательную переработку для русских православных людей лекций по истории и сущности русского церковного пения, читанных на славянском отделении философского факультета Мюнхенского Университета за время от 1954 г. по 1977 г.
Составитель старался суммировать все до сих пор известные данные о системе и истории русского литургического певческого искусства, и где это было необходимо, критически рассмотреть некоторые взгляды в этой области.
Рекомендовано Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия по курсу истории церковного пения для православных учебных заведений.
II Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов» среди хоров Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит с 1 февраля по 31 декабря 2022 года. В этом году фестиваль посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Показать полностью.
Для участия в фестивале было прислано 109 заявок хоровых коллективов из 51 епархии Русской Православной Церкви из 5 стран мира. Во второй этап фестиваля было отобрано 70 коллективов, 25 из которых стали лауреатами.
Коллегия жюри фестиваля подвела итоги и определила его лауреатов. Хоровые коллективы, принявшие участие в фестивале, получат грамоты участника, коллективы, прошедшие во второй этап, будут отмечены специальными дипломами фестиваля, а победители — дипломами лауреатов.
Лауреаты II Патриаршего международного фестиваля духовной музыки
«Свет Христов»
Большие смешанные хоры:
Лауреат I степени — не присуждено.
Лауреат II степени — Смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска.
Лауреат III степени — Архиерейский хор кафедрального собора Пятигорской и Черкесской епархии во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели; Митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа.
Малые смешанные хоры:
Лауреат I степени — Праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова.
Лауреат II степени — Хор храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы г. Тольятти.
Лауреат III степени — Хор Свято-Воскресенского кафедрального собора г. Борисова (Беларусь); Архиерейский хор Введенского кафедрального собора г. Чебоксары.
Ансамбли:
Лауреат I степени — Ансамбль духовной музыки «Покров», г. Москва.
Лауреат II степени — Церковный ансамбль «Светилен» храма святой блаженной Ксении Петербургской с. Абрау-Дюрсо; Хор храма иконы Божией Матери «Знамение» г. Томска.
Лауреат III степени — Хор Архиерейского подворья — собора святителя Николая Чудотворца г. Черкесска; Хор храма Вознесения Господня г. Костромы.
Лауреат I степени — Сибирский мужской хор.
Лауреат II степени — Мужской Митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа.
Лауреат III степени — Праздничный мужской хор «Всехсвятский» кафедрального собора в честь Всех Святых г. Минска (Беларусь).
Лауреат I степени — Мужской хор храма Вознесения Господня г. Нижний Новгород.
Лауреат II степени — Вокальный ансамбль «Держава» (Ганина Яма).
Лауреат III степени — Мужской хор Брянского кафедрального собора во имя Святой Троицы.
Лауреат I степени — не присуждено.
Лауреат II степени — Братский хор Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря; Монашеский хор Вознесенского Оршина женского монастыря.
Лауреат III степени — не присуждено.
Лауреат I степени — Молодежный хор Тверской епархии.
Лауреат II степени — Молодежный хор Гребневского храма г. Одинцово; Ушаковский хор юношей Успенского храма г. Красногорска.
Лауреат III степени — Хор движения «Патриаршие добровольцы».
Однородные женские хоры:
Лауреат I степени — Женский хор Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии.
Решением жюри конкурса присуждены специальные дипломы конкурса для участников в следующих номинациях:
— Сотникова Наталья Юрьевна, регент Хора Архиерейского подворья — собора святителя Николая Чудотворца г. Черкесска;
— Молева Кира Александровна, регент и руководитель Мужского хора храма Вознесения Господня г. Нижний Новгород;
— Лебедев Антон Юрьевич, регент и руководитель Вокального ансамбля «Держава» (Ганина Яма).
«За выразительное исполнение и вокальное мастерство»
— Маргарита Григорьева, солистка Смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска.
«Лучшее исполнение песнопения в честь преподобного Сергия Радонежского»
— Хор храма святого благоверного князя Александра Невского
г. Томска — М. Шмелькова. Стихира на литии преподобному Сергию Радонежскому.
— Праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова — А. Гринченко. Стихира преподобному Сергию Радонежскому на перенесение мощей «Днесь веселится небо свыше».
«За сохранение традиции богослужебного уставного чтения и мастерство церковного чтеца»
— Соловьёв Сергей Гельсович, Хор храма Вознесения Господня г. Костромы.
«За высокое мастерство в исполнении византийского пения и популяризацию его Афонской традиции»
— Византийский хор Николо-Малицкого мужского монастыря «Аксион Естин»
Организационный комитет и жюри выражает признательность всем хорам, которые приняли участие в Патриаршем международном фестивале «Свет Христов» в 2022 году, констатируя, что сама идея фестиваля направлена на поддержку наших общих усилий в сохранении и развитии традиций богослужебного пения в Русской Православной Церкви. Духовная музыка, пение и высокое творчество призвано к воцерковлению народа Божия, помощи в молитвах и усвоению многовекового предания Святой Церкви, которая несет Божественное свидетельство о Иисусе Христе, пришедшем в мир спасти всех людей и являющем Свет Правды и Истины.