Архиереи русской православной церкви

Архиереи русской православной церквиФото: ссылка

Можно по-разному относиться к недавно скончавшемуся ("естественно, от COVID-19", другой причины смерти быть не может в текущей социально-политической ситуации!) митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану (Ашуркову) 20 ноября 2020 года (между прочим, в день рождения патриарха Кирилла!), но пора принять мысль, что против духовенства идёт война.

Я не буду писать про "лабораторию ядов", собственное расследование по которой веду вот уже несколько месяцев. Время раскрыть информацию ещё не пришло. Тем более, что я получил доступ к сведениям из закрытых источников, т.е. я не могу раскрыть источники информирования.

Вернёмся к священноначалию старшего поколения. Возникает вопрос: кто следующий? Митрополит Лонгин, правящий архиерей Симбирской митрополии, ныне госпитализированный в тяжёлом состоянии. Владыка Лонгин известен, как COVID-диссидент, не побоявшийся в период управления Саратовской и Вольской митрополией, высказаться по поводу санитарно-эпидемиологических мер, попытки помешать православным саратовцам встретить Пасху Христову, а также вспомнивший о Социальной концепции Русской Православной Церкви, благословляющей христиан на мирный, гражданский и ненасильственный протест против действий гражданских властей?

Или митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков), занимающий кафедру в Башкортостане с 1990 года?

Владыка Никон является одним из последних духовных чад Владыки Иоанна (Снычёва), занимающих архиерейскую кафедру в МП РПЦ, а это очень важный момент. Для тех, кто умеет читать между строками.

Митрополи́т Ни́кон (в миру Никола́й Никола́евич Васюко́в) родился 1 октября 1950 года в деревне Марьевка Тамбовской области.

26 июня 1983 года в Покровском кафедральном соборе в Куйбышеве архиепископом Иоанном (Снычёвым) был рукоположен в диаконский сан. 21 сентября 1983 года в том же соборе Владыкой Иоанном был хиротонисан во пресвитера. Служил в церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Ульяновска.

16 марта 1984 года тем же архиереем в Покровском соборе города Куйбышев пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

16 сентября 1985 г. назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области. 16 марта 1984 года пострижен в монашество с именем, в честь преподобного Никона, игумена Радонежского.

С 1октября 1989 года — секретарь Ульяновского епархиального управления.

В 1987 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, а в 1990 г. — Ленинградскую духовную академию.

Участник Поместных соборов Русской Православной Церкви в 1988 и 1990 г.г.

Я не утверждаю, что следующим, под предлогом COVID, может отойти в мир иной Владыка Никон, но лишь предполагаю. Духовное наследие митрополита Иоанна (Снычёва) священноначалием МП РПЦ продолжает уничтожаться.

Обращаюсь к Владыке Никону лично: Что Вы думаете, Владыка, по поводу написанного мною?

Архиереи русской православной церкви

Фото Владимир Ходаков\monasterium.ru

Епископ Мытищинский Феофилакт (Моисеев) указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 ноября временно отстранен от руководства Андреевским ставропигиальным мужским монастырем, а также от исполнения функций помощника первого патриаршего викария по Москве и священнослужения. В опалу архиерей попал из-за выложенного 23 ноября в интернет видеоролика, из которого видно, как он во время литургии со всей силы бьет по лбу сослужившего ему клирика. Жертвой алтарного абьюза оказался игумен Никон (Жиганов). Знатоки утверждают, что вся его вина заключалась лишь в том, что он «покадил епископа трижды, а не трижды по три», как это обыкновенно принято. Инцидент произошел в Андреевском монастыре в Москве.

В комментариях под видеофиксацией избиения прихожане стали активно писать, что для обители побои от священноначалия – обычное дело. Тут же приложили еще один короткий видеофрагмент, в котором можно обнаружить, как тот же епископ Мытищинский, находясь в алтарной части, так же внезапно замахивается на священника. «Если это владыка Феофилакт, то это больной человек, у него явные нарушения. Был свидетелем, как он в Андреевском ругался матом на пасхальной службе и в других случаях орал на седовласых священников по ничтожным поводам», – написал один из постоянных прихожан обители. Настоятель подворья Данилова монастыря Москвы в деревне Долматово Московской области игумен Петр (Мещеринов) на своей странице в Facebook заметил, что для Моисеева в принципе «это совершенно органичное и нормальное поведение не одно уже десятилетие». Нашлись и острословы. «Бьет – значит любит», – написал один из них.

Напомним, что епископом Мытищинским Моисеев был утвержден решением Синода РПЦ от 13 апреля с.г. До этого был епископом Брянским, а затем Дмитровским, викарием Московской епархии и управляющим Юго-Западным викариатством Москвы. Наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря был поставлен в июле 2013 года.

Сама по себе история с рукоприкладством епископа Феофилакта не есть нечто новое, – такое мнение в беседе с «НГР» выразил протодиакон Андрей Кураев. – «Еще апостол Павел говорил, что епископ не должен быть бийцей, драчуном. Если это приходилось особо оговаривать, значит, нечто подобное бывало и в апостольские времена. Более того, есть апостольские правила, которые говорят о том, что если один клирик ударит кого-либо, то он должен быть запрещен. Правда, в славянской Кормчей книге (сборник текстов, основную часть которых составляют апостольские правила, решения вселенских, поместных Соборов, отцов Церкви. – «НГР») есть смягчение. Там говорится, что «аще же кто целомудрен смысл имый, беззаконно нечто творящего в церкви святей или во святых местех биет, таковый не извержется». Но в данном случае ничего незаконного не было».

«Однако этот инцидент не стоит сводить только к психологии, психопатологии и биографии владыки Феофилакта, хотя подобные истории о нем давно известны. Беда в том, что это заложено в культурном сценарии русского епископства с очень древних времен, где рукосуйство считается приемлемой моделью поведения», – добавил собеседник «НГР». Он напомнил, что в современной истории РПЦ это не первый и не единственный случай, когда стоящий выше по духовному званию позволяет себе уничижительно и даже с применением рукоприкладства обращаться с подчиненными. «Был такой епископ Гавриил (Стеблюченко). Он был известен крутым нравом. Говорят, что однажды он так достал одного из священников, что тот его в ответ ткнул копием в задницу. Копие – это треугольный нож, который используется в литургии. Из последних скандалов – в Ельце года три назад епископ Максим (Дмитриев) побил монахиню. Примерно тогда же епископ Сергий (Чашин), который сейчас митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский, а в те годы был начальником патриаршего протокола, во время пасхального крестного хода с патриархом грубо обошелся с одним из священников. Дело было в том, что на пасхальный крестный ход патриарх идет не впереди, а позади всех. И какой-то пожилой священник медленно шел, замедляя тем самым и движение патриарха. Сергий подбежал к священнику сзади и наподдал, чтобы тот ускорился.

Это транслировалось в прямом эфире, и видеозаписи до сих пор есть. Так что случаи не единичны, но крайне редко бывает такая оперативная реакция со стороны патриарха. Это стало возможным благодаря интернету», – заключил Кураев.

Клирик Новосибирской епархии иеромонах Иоанн (Курмояров) в своем аккаунте «Православный виртуальный приход» на YouTube подчеркнул, что хамство со стороны архиереев имеет системный характер. «Это системная вещь у нас, когда архиереи вытворяют гадости в алтаре и так себя ведут. Я сам часто наблюдал ситуации, что архиереи на богослужения приходят как надзиратели. Был свидетелем того, как при сослужении с архиереем все отцы прямо дрожат от страха, лишь бы лишнего ничего не сказать, не так посмотреть на архиерея, вовремя сказать возглас. То есть архиерейские богослужения очень часто бывают пронизаны атмосферой страха. На моих глазах Никодим Новосибирский (Чибисов, митрополит Новосибирский и Бердский. – «НГР»), как пацана, отчитывал во время литургии настоятеля прихода. На это было стыдно смотреть. Подобные истории мне рассказывали многие священники. В Ростовской епархии, например, за неделю до приезда архиерея все начинают дрожать и бояться», – рассказал священник.

Как сообщил журналистам заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), сейчас дело наместника Андреевского монастыря изучает Общецерковная дисциплинарная комиссия. «Поскольку речь идет об архиерее, результаты изучения будут представлены патриарху и Синоду», – подчеркнул Тутунов.

Церковь установила три степени священства: архиереи, пресвитеры (священники), диаконы. При первом знакомстве со священством человек, не имеющий особых знаний об устроении церкви и клира, может понять, что каждый из пастырей имеет какой-либо церковный чин. Ведь даже в одежде священнослужители имеют значимые отличия: разные облачения, головные уборы. Так кто же такой архиерей, какова его роль в церковной жизни?

Определение (в церковной иерархии)

Архиереи русской православной церкви

Фото: Kazansko-bogorod.cerkov.ru

Архиерей в переводе с греческого — старший, главный священник, начальник всех клириков. Он относится к третьей, высшей степени священства. Соответственно патриарх, митрополит, архиепископ, епископ — архиереи. Он имеет благодать совершать все церковные Таинства, рукополагать, освящать святое миро (особая смесь масел, используемая при проведении определенных священнодействий), антиминсы (четырёхугольный шелковый или льняной плат, в который вшита частичка мощей кого-либо из святых угодников).

Рукоположение

Архиереи русской православной церкви

Фото: Elitsy.ru

В начале становления христианства не существовало особо серьезных требований к семейному статусу архиерея. Он мог быть как безбрачным, так и семейным. С течением времени священнослужители поняли, что деятельность архиерея в Церкви требует его полной самоотдачи, в том числе и отречения от всего земного. Архиерей должен быть монахом — воином Христовым, принести духовную присягу Отцу Небесному. Он должен отречься от своей воли и дать обет безбрачия и нестяжания, то есть он полностью отказывается от своего имущества.

Учение Церкви гласит, что архиерею передается благодать через Таинство рукоположения, совершаемое собором архиереев.

В современной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. Если же кандидат не является иноком, то перед избранием на высокий чин ему необходимо принять постриг. Репутация священника в разрезе человеческих и пастырских качеств должна быть безупречной.

Служение и обязанности

Архиереи русской православной церкви

Фото: Kazansko-bogorod.cerkov.ru

Радостно на душе архиерея, когда он видит, что люди стремятся к Богу. Ведь пастырь есть некий «указатель», подробно объясняющий каждому человеку, кто такой Спаситель и где Он находится. Архиерей ведет людей к Богу и если они по собственной воле идут ко Христу, то это и есть великая радость для церковнослужителя. Где архиерей — там и Церковь. Он есть свеча, призванная светить всему роду Божьему.

Основная работа архиерея — управление епархиальным клиром. Он назначает на должность настоятелей и священников, временно запрещает в служении или навсегда отлучает от Церкви.

Как представитель высшей церковной власти, архиерей совершает:

  • благословение на иноческий постриг;
  • благословение на возведение новых церквей и монашеских обителей;
  • освящает соборы, часовни, церкви, миро, антиминсы;
  • направляет на утверждение кандидатуры ректоров семинарий, православных академий, игуменов и игумений;
  • утверждает протоколы приходских Собраний, Уставы приходов;
  • контролирует уровень образования епархиального священства;
  • координирует финансовую деятельность вверенной Епархии и управляет ее имуществом;
  • обращается с посланиями к клирикам и прихожанам.

Правильное обращение к архиерею — Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко (имя). Эти обращения следует употреблять как в официальной переписке, так и в официальной обстановке. Есть народное, родное, «теплое» обращение: «Владыко…».

Ссылка на основную публикацию