Армяне православная церковь

До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и, не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.

Армянская церковь отличается и от православной, католической и протестантской церквей. Она относится к разряду, так называемых, монофизитских церквей. Тогда как Православная – к диофизитским. Диофизиты признают в Христе два начала – человеческое и божественное; монофизиты – только божественное. Относительно семи таинств, Армянская церковь держится особых правил. А именно: при крещении младенец трижды опрыскивается и трижды погружается в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастии употребляется только чистое несмешанное вино и квашеный (бездрожжевой) хлеб, помоченный в вине, соборуют только духовных лиц тотчас после смерти.

Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают также строго, но праздников у них меньше. Главной, принятой в Армянской церкви молитвой, является Хайр Мер (Отче Наш), она читается на древнеармянском языке.

Католикос избирается на эчмиадзинском синоде, куда приглашаются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий, и утверждается особой грамотой Государем Императором.

Католикос живет в Эчмиадзине на Арарате, куда каждый армянин должен съездить хоть раз в жизни. Армянские архиепископы и епископы могут быть рукоположены только католикосом. Светское духовенство может вступать в брак только один раз, второй брак не разрешается.

Родственными монофизитскими церквами Армянской Апостольской церкви являются Коптская (Египет), Эфиопская и Яковитская (Сирия).

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

  • <><>

This browser is not supported by Wikiwand 🙁
Wikiwand requires a browser with modern capabilities in order to provide you with the best reading experience.
Please download and use one of the following browsers:

An extension you use may be preventing Wikiwand articles from loading properly.

If you’re using HTTPS Everywhere or you’re unable to access any article on Wikiwand, please consider switching to HTTPS (https://www.wikiwand.com).

An extension you use may be preventing Wikiwand articles from loading properly.

If you are using an Ad-Blocker, it might have mistakenly blocked our content. You will need to temporarily disable your Ad-blocker to view this page.

Митрополит Иларион: Термин «монофизитство» изобретен учеными. Он указывает на такое исповедание веры во Иисуса Христа, при котором подразумевается, что в Иисусе Христе была одна природа – божественная. Так учил в V веке Константинопольский архимандрит Евтихий. Он говорил, что в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной. И это учение, так называемое монофизитское учение, было осуждено IV Вселенским Собором.

Если говорить об Армянской Церкви, то она не исповедует такое учение. Она, как и Православная Церковь, считает Иисуса Христа полноценным Богом и полноценным человеком. Но в отличие от Православной Церкви, которая говорит, что во Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, Армянская Церковь учит, что во Иисусе Христе была одна Богочеловеческая природа, то есть, одна природа, состоящая из двух. Отсюда и дальнейшие различия в богословии – например, то, что мы говорим, что во Иисусе Христе были две воли – божественная и человеческая, которые, однако, не находились в конфликте одна с другой, а находились в гармонии. А Армянская Церковь говорит, что во Иисусе Христе была одна Богочеловеческая воля.

Некоторые считают эти различия скорее терминологическими, чем различиями по существу. Другие считают, что это серьезные вероучительные различия. В середине V века произошел разрыв общения между Армянской Церковью и другими христианскими Церквами, и этот разрыв сохраняется до настоящего времени.

Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.

Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.

Пантеон армянских богов сравнивались с античными богами:

  • Арамазд — с Зевсом,
  • Анаит — с Артемидой,
  • Ваагн — с Гераклом,
  • Астхик — с Афродитой,
  • Нанэ — с Афиной,
  • Михр — с Гефестом,
  • Тир — с Аполлоном или Гермесом.

Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна — «Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”

Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства — святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.

Большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.

Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.

В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время — Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армяне православная церковь

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

История Армянской Апостольской Церкви

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую. Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы. А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной. В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Закончился визит в Армению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченный к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии. В Ереване Алексий II согласился ответить на вопросы Ъ.

— Ваше святейшество, какое значение для Русской православной церкви имеет празднование Армянской апостольской церковью 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии?
— Исторически сложилось так, что Армения стала первым государством, где христианство утвердилось в качестве государственной религии. Это случилось еще до того, как святой равноапостольный Константин Великий издал так называемый Миланский эдикт (313 год), по которому христианство получило право на легальное существование на всем пространстве огромной Римской империи. Вера во Христа стала важнейшим фактором, определившим пути формирования армянской государственности и культуры. Напомню, что сама письменность возникает в Армении в конце IV — начале V века в связи с необходимостью сделать доступными тексты Священного Писания, а автор армянского алфавита Месроп Маштоц канонизирован Армянской апостольской церковью. Общение с церковью, обладающей столь давней и богатой христианской традицией, имеет для нас большое духовное значение. Мы верим, что уважительные, построенные на взаимном доверии и любви отношения с армянскими христианами способствуют полноте свидетельства о Христе в современном секулярном мире. С этими чувствами мы подходим к знаменательной дате 1700-летия принятия Арменией христианства, дате духовного рождения армянского народа.
— Какие отношения складываются сегодня между Русской православной и Армянской апостольской церквами?
— Эти отношения можно охарактеризовать как тесные и братские. Русская православная и Армянская апостольская церкви всегда с вниманием относились к вопросам двусторонних контактов, причем их теплый характер оставался неизменным на протяжении всей истории наших связей. В период католикоса Вазгена I традиция дружеских отношений была неоспоримым достоянием наших церквей. Та же линия была продолжена при католикосе Гарегине I и получила новый импульс после избрания на престол святого Эчмиадзина нынешнего главы Армянской апостольской церкви, святейшего католикоса — патриарха всех армян Гарегина II. Свой первый зарубежный визит после избрания на первосвятительский престол Армянской церкви католикос Гарегин совершил в Москву, и это было не случайностью, а осознанным выбором церкви, традиционно дорожащей связями с русским православием, знаком дружбы и уважения. Подобные встречи предстоятелей двух церквей происходили неоднократно и свидетельствуют об их особом личном внимании к вопросам межцерковных отношений.
В связи с празднованием 1700-летия принятия христианства Арменией я совершил визит во главе делегации Русской православной церкви. Визит прошел в период с 22 по 23 сентября этого года в торжественной и теплой обстановке. Постоянные связи поддерживаются и на уровне соответствующих церковных учреждений. Так, Московский патриархат находится в рабочем контакте с Ново-Нахичеванской епархией, объединяющей верующих Армянской апостольской церкви на территории России, и главой этой епархии архимандритом Езрасом.
— Имеются ли у церквей общие святые и с чем это связано?
— К числу общих святых относится весь сонм угодников Божиих, прославленных церковью до Халкидонского собора 451 года (IV Вселенского для православных), после которого произошло трагическое разделение наших церквей, имевшее далеко идущие последствия: оно прервало полноту общения в Евхаристии и таинствах.
Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской православной церкви, является Григорий Просветитель. Благовествуя слово Божие, он претерпел от правившего в начале IV века царя Трдата жестокие преследования: более тринадцати лет томился святой Григорий в застенке, где его единственным собеседником был ангел, а сама тюрьма представляла собой яму, полную ядовитых насекомых. Правда Христова взяла верх, и Трдат обратился к вере, став первым армянским царем-христианином.
Сейчас на месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, и я надеюсь, что во время моего визита представится возможность посетить его и поклониться месту, где совершался апостольский подвиг просветителя Армении. Тот факт, что в Русской православной церкви благоговейно почитают труды Григория Просветителя и явленную им святость, становится еще одним подтверждением неразрывной близости и подлинно христианской любви, существующей между Русской православной и Армянской апостольской церквами.
— Армянская апостольская церковь широко представлена в России. За последние годы во многих российских городах были открыты новые приходы Армянской апостольской церкви. Как представлена Русская православная церковь в Армении и планируется ли в ближайшем будущем расширить это присутствие?
— На территории Армении Русская православная церковь представлена пятью приходами (главный из них — Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией. Армянская апостольская церковь представлена в России отдельной Ново-Нахичеванской епархией.

Армяне православная церковь

Сетевое издание «Государственный Интернет-Канал «Россия».

Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор – Елена Валерьевна Панина.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с письменного согласия правообладателя (ВГТРК).

Религиозные лидеры обеих стран претендуют на древние церкви.

Армяне православная церковь

Sofo Bukia

Религиозные лидеры обеих стран претендуют на древние церкви.

Армяне православная церковь

Sofo Bukia

«Во дворе армянской церкви Норашен [в старом квартале Тбилиси] весной внезапно появились надгробные камни с грузинскими надписями, которых раньше там не было. В то же самое время армянские надгробные плиты, расположенные во дворе храма веками, были передвинуты и с них были стерты армянские надписи».

С таким заявлением в начале мая выступила Грузинская епархия Армянской апостольской церкви.

Скандал вокруг Норашена впервые сделал явным многолетний спор между Грузинской православной церковью и Армянской апостольской церковью, связанный с вопросом принадлежности целого ряда культовых зданий, расположенных на территории Грузии.

«За последние 15 лет грузинские представители духовенства заняли и освятили несколько армянских церквей в Тбилиси, в том числе Кусанац Сурб Степанос, Святой Вифлеем, часовню Хихоя и еще несколько церквей. Такая же учесть ждет Норашен и еще одну армянскую церковь — Сурб Ншан», – говорилось в том же заявлении.

Ответной реакцией стала волна гневных публикаций в армянской прессе поднялась. Журналисты сообщали о «насильственной грузинизации» армянских церквей в Тбилиси и за его пределами.

Возле Норашена, а также у посольства Грузии в Армении прошли акции протеста армянской молодежи. «Зачем грузинскому народу, у которого столько исторических памятников, понадобилось присваивать чужую культуру?» – сказала IWPR студентка Мари Микоян, которая возглавляет молодежное объединение грузинских армян «Нор Серунд».

Согласно переписи населения 2002 года, на территории Грузии в настоящее время проживают почти 250 тысяч армян, что составляет 5,7 процента всего населения. В Тбилиси процент армянского населения составляет 7,6 процента. И грузинская и армянская общины совершенно по-разному смотрят на историю города.

68-летний Шота Лежава родился и вырос в старейшем районе, который в Тбилиси называют Мейдан. Здесь на расстоянии десятков метров друг от друга веками мирно сосуществуют один из крупнейших грузинских храмов Сиони, синагога, мечеть и действующая армянская церковь Сурб Геворк. Норашен тоже находится в этом кругу, но храм наглухо заперт уже десятки лет.

«Я всю жизнь прожил в старом Тбилиси, здесь жил и мой отец, и мы всегда знали что это грузинская церковь», — сказал IWPR Лежава.

«Я точно не помню, как она называется, и даже не помню была ли она когда-либо открыта. Знаю, что в советские времена там была какая-то библиотека. Я, правда, слышал такую легенду, что какой-то грузинский князь проиграл эту церковь армянскому торговцу – но ведь это только легенда».

В Грузинской патриархии IWPR заявили, что спорное здание – это древняя грузинская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Заместитель пресс-секретаря грузинской патриархии Зураб Цховребадзе сказал IWPR, что ему не известно о каких-либо изменениях, произошедших в Норашен.

Грузинский священник, отец Тариэл, которого армянская сторона винит в вандализме, сказал, что единственное, что он сделал – это отчистил двор от мусора.

«У нас общий двор [рядом находится грузинский храм Джврис Мама], и я занялся этим, посадил деревья. Надгробные плиты я не трогал. Как я мог оскорбить души покойников? Просто армяне боятся, что я войду в эту церковь, но я не собираюсь этого делать. По крайней мере, сейчас», –сказал IWPR отец Тариэл.

Однако в государственных структурах подтвердили, что церковь Норашен все же подверглась «коррективам».

Начальник государственного управления охраны памятников Ника Вачеишвили сказал, что «на территории Норашен и вправду произошли изменения, в частности, с одного места на другое были передвинуты армянские надгробные плиты». Вачеишвили также подтверждает, что эту акцию возглавлял отец Тариэл.

«Мы осуждаем его действия. Принадлежность той или иной церкви это – конфессиональный вопрос и должен решаться между церквями двух стран. У грузинского государства твердая позиция – сохранять любой памятник культуры, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности», – говорит Вачеишвили.

Самвел Карапетян, историк из организации «Исследования по армянской архитектуре», которая ведет наблюдение за армянскими памятниками за пределами Армении, утверждает, что акты вандализма все-таки имели место.

«Стирание следов армянской культуры в Норашене началось в 1989 году и активно продолжилось в 1995-м, когда были уничтожены армянские надписи, два хачкара [каменных креста] и две фрески XIX века», – утверждает Карапетян.

Он также сказал, что после инцидента 1995 года из Армении в Тбилиси прибыли архиепископы Гарегин и Григор, которые встретились с грузинским патриархом Илией Вторым, после чего было решено приостановить любые изменения в храме до достижения согласия по вопросу его принадлежности.

«Однако этой весной в храме пропали армянские надгробные камни, а на их месте появились грузинские. Это не только слова, у меня есть фотографии этих плит, которых уже нет на их месте», – продолжил Карапетян.

Грузинский историк Лаша Бакрадзе в беседе с IWPR сказал, что «может быть, когда-то на этом месте стоял грузинский храм, но это армянское здание».

Грузинский премьер Зураб Ногаидели заявил журналистам в Ереване, что считает участие государства в этом споре неуместным, и призвал церковных представителей уладить эту проблему без вмешательства государств.

Представитель грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе сообщил, что руководство Патриархии предложило создать совместную комиссию из грузинских и армянских специалистов для рассмотрения всех вопросов, связанных со спорными церквями и монастырями.

«Грузинская Православная Церковь тоже имеет претензии к армянской стороне. В частности, речь идет об изменениях, произведенных в грузинских церквях в Джавахети [район Южной Грузии, населенный преимущественно этническими армянами] и мы готовы обсуждать этот вопрос», – сказал Цховребадзе.

В конце апреля спикер парламента Армении Артур Багдасарян встретился с Патриархом Илией II. На встрече также была достигнута договоренность о создании комиссии. Однако до сих пор ничего в этом направлении не предпринято.

В грузинской епархии Армянской апостольской церкви получить комментарий по этому вопросу не удалось, а многочисленные попытки IWPR встретиться с епископом Вазгеном Мирзаханяном оказались неудачными. «Пока двухсторонняя комиссия не создана, поэтому от каких-либо дополнительных комментариев мы воздержимся», – сказала представитель пресс-службы епархии Гаяне Бостанджян.

Ныне на территории Норашен спокойно, но проживающие в Тбилиси этнические армяне опасаются, что до создания двухсторонней комиссии из церкви могут исчезнуть последние признаки ее армянского происхождения.

Армяне православная церковь

После начала второй карабахской войны патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил готовность вместе с религиозными лидерами Армении и Азербайджана содействовать установлению мира на многострадальной земле Нагорного Карабаха: "Пусть хронометр кровопролитной распри остановится во имя мирного будущего. Армения и Азербайджан исторически были и будут соседями, азербайджанцам и армянам в любом случае жить бок о бок друг с другом".

Эти слова стали особенно актуальными на фоне попыток Армении втянуть Москву в конфликт, в частности, путем разыгрывания религиозной карты с упором на репутацию России как защитницы христианских ценностей. В этом контексте стоит обратить внимание на два момента: во-первых, конфликт Армении и Азербайджана не имеет никакого отношения к вопросами веры; во-вторых, армянская Церковь по многим параметрам очень отличается от русской.

Немного теологии. Монофизитство признает в Иисусе Христе только одну природу, а не две (божественную и человеческую), как учит православие. Появление этой доктрины имело не только догматические, но и политические причины. Служители РПЦ говорят, что армяне мало интересуются собственной христологической традицией; армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

В армянских храмах мало икон — верующие обычно молятся перед распятьем. Тут тоже не обошлось без политики: считается, что вся армянские иконы в давние времена уничтожили угнетатели и с тех пор традиция почитания божественных образов угасла.

В армянской Церкви используют юлианский календарь, а не григорианский, как в русском православии – все церковные праздники чаще совпадают с католическими, а не с русскими православными.

Наложение крестного знамения в армянской и русской Церкви тоже отличается: армяне крестятся слева направо со словами "во имя Отца и Сына и Духа Святого", а русские справа налево со словами "во имя Отца и Сына и Святого Духа". Дух связывают с сердцем, поэтому при произнесении этого слова рука должна касаться левой стороны груди.

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армянскую церковь сложно спутать даже с грузинской, не говоря уже о византийской или, тем более, русской. Главная характерная черта армянских храмов — конусообразный купол.

Именно купол после освобождения азербайджанской армией Шуши позволил судить о том, что в ходе оккупации армяне переделывали под свои не только албанские, но и русские храмы.

Как заявил епископ РПЦ, архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин), "к сожалению, есть информация о плохом состоянии православных храмов на освобожденных территориях. Был изменен внешний и внутренний облик православного храма Иоанна Предтечи в Шуше. За эти годы он был арменизирован. С храма сняли купола, маковки с колоколен, заменив их атрибутами армяно-григорианской церкви. Церковь Преображения Господня в Ходжавенде находится в ужасном состоянии, хотя в советское время это был красивый храм. Сейчас там только четыре стены, заросшие бурьяном и деревьями".

Русская церковь в Ходжавенде, построенная в 1894 году, представляет собой ценность не только как место религиозного поклонения, но и как памятник архитектуры. Но в начале 1990-х она оказалась на оккупированной Арменией территории и за 30 лет пришла в упадок.

Армяне православная церковь

Русская церковь в Шуше была построена еще раньше, в 1847 году. После оккупации Нагорного Карабаха в 1992 году армяне разрушили ее купол, водрузив свой и переименовав ее в "Ханач жам". Произошло это, естественно, без уведомления и разрешения местной епархии РПЦ.

Армяне православная церковь

Так фальсификация истории и культуры стала инструментом достижения политических целей. Историки давно подметили, что там, где армянское население становится большинством и приходит к власти, тотально уничтожаются все памятники культуры, духовности, истории, принадлежащие другим народам. На основе этих исторических фантазий искажается история других регионов и уничтожается их наследие.

Ссылка на основную публикацию