Алипий печерский владимирская икона божией матери

Алипий печерский владимирская икона божией матери
Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

Явление

Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика, однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз. Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда это было сделано, оказалось что на них — священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой — Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных — святые. Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов. Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе.

Пребывание в Ростове

Чтимая икона Божией Матери в Ростовском соборе неоднократно была прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Её перенесли в новую дубовую церковь. Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена, но огонь и в этот раз не коснулся святого образа. После возведения нового Успенского собора в камне, икона была перенесена в него. В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

По оценке обзорной статьи Вахриной и Щенниковой митрополит Иона (Сысоевич) «соединил» сказание Киево-Печерского Патерика о чудесно написанной иконе Богородицы с чтимым в Успенском соборе Ростова образом и лишь после этого — «вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии» — в Ростове началось почитание Владимирской-Ростовской иконы как связанной с преподобным Алипием [1]. В тот период в нише алтаря Успенского собора, за образом Владимирской иконы в иконостасе, появилось настенное изображение преподобного Алипия. Вскоре за тем по заказу митрополита Иоасафа (Лазаревича) был сделан список для замены (обветшавшей?) древней чтимой иконы, которая была отмечена как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 года. Новый список был выставлен на месте древней святыни, слева от царских врат собора. Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена «тщанием» митрополита Иоасафа (Лазаревича) в 1695 году, оклад рамы — в 1696 году. В 1701 году митрополит Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету («златницу») на помин души патриарха Адриана.

Cписок XVII века оставался на прежнем месте в соборе до начала XX века. Крестные ходы со святыней продолжались до 1920-х годов по специальному разрешению местных властей и прекратились около 1929 года после передачи иконы в музей. В 1929 году чтимая икона-список поступила из Успенского собора в Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». В 1995 году икона была отреставрирована.

Описание

Чтимый соборный список XVII века по своей иконографии и размерам (103,5 x 76,6 см) соответствует древней Владимирской иконе из Успенского собора Московского Кремля. По своим художественным особенностям икона является типичным произведением конца XVII века, характерным для мастеров Оружейной палаты. На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII веке.

Фон и поля иконы покрывал кованый «сребропозлащенный» оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа — массивная риза с чеканным орнаментом. Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках. Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные.

Литература

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Дни празднования: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Алипий печерский владимирская икона божией матери

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).

Алипий печерский владимирская икона божией матери

Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

Алипий печерский владимирская икона божией матери

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва перед иконой

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

Алипий печерский владимирская икона божией матери

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу († 1132). Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом принесли в Москву, и все жители города во главе с патриархом встречали ее и со слезами молились о защите от жестокого захватчика. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан в 1397 году наш Сретенский монастырь. Избавление от страшного нашествия по молитве к Пресвятой Богородице было настолько чудесным и радостным событием, что день Сретения Владимирской иконы – 8 сентября – стал главным историческим праздником Москвы.

Алипий печерский владимирская икона божией матери

Икона долгие годы хранилась в кремлевском Успенском соборе, и ее не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо – как второе перенесение иконы. После революции Успенский собор в Кремле закрыли, а икону изъяли для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный Исторический музей, а позднее – в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Риза греческой работы с чудесного образа, сделанная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями, находится ныне в московской Оружейной палате.

В прошлые века чудотворную Владимирскую икону неоднократно приносили в нашу Сретенскую обитель крестными ходами, в которых принимали участие царь и патриарх. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день в нашу обитель привезли из Государственной Третьяковской галереи и сам чудотворный образ, на поклонение к которому пришли десятки тысяч москвичей.

Своей келейной иконой Божией Матери Владимирской благословил обитель старец Иоанн (Крестьянкин)

В нашем монастыре хранится чтимый список Владимирской иконы, которой благословил нашу обитель старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это была его келейная икона.

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 441-442

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ ТЕ­РИ, хри­сти­ан­ская свя­ты­ня, са­мая ран­няя из из­вест­ных со­хра­нив­ших­ся на Ру­си чу­до­твор­ных икон.

    • Алипий печерский владимирская икона божией матери

    С древних времен, с тех самых пор, как образовалось государство Российское, наша страна претерпела множество страданий. Но Милость божия и любовь никогда не оставляла ее, даже в годы тотального атеизма и неверия. Мы можем увидеть проявления Божественного сострадания в ходе истории страны, в глубокой вере наших прадедов, в светлых ликах новомучеников. А еще в том, сколь богата наша православная церковь чудными образами Пресвятой Богородицы. Им и сейчас отдается глубочайшее почитание и всеобщая любовь верующих. Каждый образ Божией Матери – это и защита, и помощь, и успокоение душ наших.

    История обретения Владимирской иконы Божией Матери

    Владимирская икона Божией Матери всегда считалась покровительницей русских людей. По известному преданию, она была написана евангелистом Лукой еще во время Ее земной жизни. Пресвятая Дева Мария, увидев свой образ произнесла: «Отныне благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». Основой для письма послужила доска от столешницы, где совершалась трапеза Святого Семейства. Затем около 450-ти лет пребывала икона в Иерусалиме, откуда была передана в Константинополь.

    Долго пробыла она в главном городе православия, пока не попала в Киевскую Русь в город Вышгород. Из этого города забрал ее князь Андрей Боголюбский. С тех пор он всегда брал икону во все свои походы. Но во Владимире он увидел знамение Пресвятой Богородицы и по Ее повелению построил в этом месте храм и монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После этого образ и обрел свое нынешнее название – Владимирский.

    Алипий печерский владимирская икона божией материАлипий печерский владимирская икона божией материАлипий печерский владимирская икона божией матери

    В чем и от чего помогает икона Владимирская Божией Матери

    • Икона Владимирская Царицы небесной всегда указывала верный путь, принять правильное, справедливое решение (особенно когда к ней с молитвою обращались русские монархи).
    • Укрепляла веру в неустойчивых душах новообращенных.
    • В трудных и скорбных ситуациях давала поддержку, помощь и утешение.
    • Излечивала от болезней, особенно сердечных, что олицетворяет духовное прозрение. Вылечившийся человек начинает задумываться о своем грешном существовании и ищет путь к Богу.
    • Защищает от нападок еретиков, сектантов и еще более укрепляет в вере в Господа Иисуса Христа в православной традиции.
    • Своим могуществом уничтожает греховные помыслы и не дает возможности им воплотиться в непотребные дела.

    Владимирская икона Божией Матери имеет большое значение в истории Православия. Древний образ был свидетелем коронации наших монархов, назначения патриархов. Перед образом Пресвятой Богородицы присягали на верность царю и Отечеству, его брали в военные походы, в которых не потерпели ни одного поражения. До сих образ остается одним из самых любимых и родных.

    В 1480 году Владимирскую икону было решено перевезти в Москву в Успенский собор Кремля. После революции подлинник был, к счастью, передан в Третьяковскую галерею. И лишь в самом конце двадцатого века Владимирская икона была возвращена православной церкви. Сейчас образ находится в храме святителя Николая в Толмачах, рядом с Третьяковской галереей.

    Множество списков с Владимирской иконы разошлись по всей России, особенно прославились списки, находящиеся в монастырях. С различными недугами, противоречивыми мыслями, с житейскими трудностями отправляются паломники в дни почитания Владимирской иконы Пресвятой Богородице.

    Церковь установила дни почитания:

    • 8 сентября – в память чудесного освобождения Москвы от полчищ Тамерлана, уведшего войска, после видения им Пречистой Девы с Небесным воинством.
    • 6 июля – в память об избавлении государства от ордынского царя Ахмата.
    • 3 июня – в память успешного спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея.

    В эти дни проходят крестные хода с Владимирской иконой, и до сих пор случаются чудесные телесные и духовные исцеления.

    Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

    История иконы

    Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

    В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

    Другие чудотворные иконы Богородицы:

    В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

    В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

    В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена — это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

    Читайте также статьи о молитве Пресвятой Богородице:

    В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

    В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

    Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

    • избрание патриархов;
    • приношение присяги на верность Отчизне;
    • молебны перед военными походами.

    Храмы в честь Владимирской иконы Богородицы:

    А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

    Иконография образа

    На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном — человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

    Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

    Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

    Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно — лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

    За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

    В чем помогает Владимирский Лик

    Главное — искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

    • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
    • избавляет молитвенника от еретических нападений;
    • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
    • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
    • способствует примирению с противником;
    • напутствует перед принятием сложного решения;
    • избавляет от неуверенности и сомнений;
    • дарует покой и умиротворение;
    • оберегает брак и семью от раздоров;
    • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
    • исцеляет болезни;
    • дарует духовное и физическое прозрение;
    • помогает в трудных родах;
    • особым образом охраняет матерей и их чад;
    • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

    Образ Владимирской Богоматери — это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

    Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

    Дни празднования иконы:
    3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.
    6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
    8 сентября — Сретение Владимирской иконы, в память об избавлении Москвы от войск Тамерлана в 1395 году.

    Алипий печерский владимирская икона божией материВ чем помогает Владимирская икона Божией Матери
    История явления Владимирской иконы Божией Матери
    Чудеса Владимирской Иконы
    Молитвы Богородице перед Владимирской иконою
    Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой Владимирская
    Величание
    Видео -Владимирская икона

    О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении от болезней.
    Богородица через этот образ помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру.
    Были случаи, когда молитвы Владимирской иконе избавляли от бесплодия или болезней детородных органов. Икона особо охраняет матерей и их детей, способствует легким родам, дает здоровье малышам, помогает при болезнях сердца и сердечно-сосудистой системы.

    Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
    Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

    ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Согласно преданиям, святой образ Божией Матери этой иконы был создан апостолом и евангелистом Лукою прямо на поверхности стола, за которым совершали трапезы Спаситель и Пречистая Дева:

    “ Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих”.

    Увидев сотворенный образ, Богородица произнесла:

    «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

    В начале 12-го века с этой иконы сделали специальный список, сама же Владимирская икона в то время, находилась в Константинополе. Список передали в качестве дара Юрию Долгорукому, великому князю Киевскому. Святую икону привезли в Киев и поместили в Богородичный монастырь.
    У Юрия Долгорукого было несколько сыновей, они постоянно ссорились друг с другом из-за отцовского наследства. Одному из сыновей, князю Андрею, надоели ссоры братьев и в 1155 году тайно от отца, взяв из Богородичного монастыря икону, он направляется на север государства, чтобы там создать свое княжество, которое было бы независимым от Киева.

    Алипий печерский владимирская икона божией материДля иконы сделали площадку и повезли на специальной упряжке. На протяжении всего пути, князь Андрей усердно молился Богородице.
    После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Их пытались заставить идти дальше, но все попытки были безуспешны. Даже после смены лошадей, ничего не изменилось – караван не двигался. Князь Андрей начал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась сама Царица, повелев чудотворную икону оставить во Владимире, а домом для нее станет собор, который князь должен будет построить. Так этот образ и получил название – Владимирская икона Божией Матери.
    В Москву Владимирская икона была перевезена в 1480 году. Ее разместили в Успенском соборе, а во Владимире остался список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

    Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырем, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

    Сразу после революции Успенский собор в Кремле был закрыт. В 1918 году чудотворный образ Богородицы был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею, где икона находилась до 8 сентября 1999 года. Потом она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах.

    НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ СОТВОРИЛА ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    В истории есть немало свидетельств о необычных чудесах, происходивших с Владимирско иконой Божией Матери.
    Алипий печерский владимирская икона божией материВ 1395 году хан Тамерлан со своими войсками напал на Русь. В это время, крестным ходом, больше десяти дней, несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу на иконе: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». По этим молитвам Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

    В 1451 году, во время нападения татар на Москву, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

    В 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами. Противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась. Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

    В 1521 году войска хана в очередной раз подошли к Москве, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник.

    Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях нашего государства. С ней народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство, эта икона встречала войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков.

    Для нашей страны икона Владимирской Божьей Матери имеет огромное значение. Во времена тяжелых испытаний молитвы к ней не один раз спасали Русь от разрушительных вражеских нападений, которые были отражены, благодаря заступничеству Богородицы через Ее святую икону.

    Интересный факт
    Часть от образа иконы Владимирской (глаз и нос) были взяты для логотипа созданной в 1989 году Мелом Гибсоном кинокомпании Icon Productions. Эта студия выпустила такие фильмы, как «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».

    ВЕЛИЧАНИЕ

    Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой
    святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

    Владимирская Ростовская

    Модератор: ПредседателЬ

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Владимирская Ростовская

    Сообщение admin » 24 мар 2012 23:08

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    История этой нерукотворной ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божией Матери, прославившейся в городе Ростове, изложена в житии преподобного Алипия, иконописца Печерского (память 30 августа по новому стилю).

    Один благочестивый киевлянин соорудил в Киевском Подоле церковь и пожелал украсить её семью большими иконами. Храмостроитель пришёл в Киево-Печерский монастырь и обратился там к двум знакомым ему монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Когда иноки изъявили своё согласие, заказчик дал им достаточное количество серебра и вручил приготовленные для икон доски.

    Однако иноки деньги оставили при себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Через некоторое время заказчик прислал человека, чтобы узнать написаны ли иконы. Монахи ответили, что Алипий требует ещё денег. Запрошенная сумма была прислана, но опять удержаны монахами. Так эти иноки несколько раз от имени Алипия требовали с заказчика денег и, наконец, объявили, что Алипий, взяв деньги, совершенно отказывается писать иконы, и вернули приготовленные для икон доски.

    Обманутый заказчик явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону, предъявив ему пустые доски, приготовленные для написания икон. Сколько Алипий ни уверял своего настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же доски были принесены, то все с удивлением увидели на них священные изображения. Столь чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия-иконописца и обличило клеветников.

    На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображён Спаситель, на другой — Божия Матерь с Предвечным Младенцем по образцу Владимирской иконы, а на остальных — лики святых. Оба монаха, уличённые в воровстве, были с позором изгнаны из монастыря. Тогда они, затаив в сердцах своих злобу, стали распространять среди верующих слухи, что никакого чуда не произошло и что они сами написали эти иконы. В Киеве пошли разговоры, что иконы эти никакие не чудесные, что их нерукотворность не соответствуют истине. Но скоро все убедились в обратном. Однажды в Киеве вспыхнул пожар, который уничтожил весь Подол, в том числе и церковь, в которой хранились святые иконы. Однако после того как разгребли пепелище церкви, то все семь икон были найдены нисколько не пострадавшими от огня.

    Весть об этом чудесном событии дошла до великого киевского князя Владимира Мономаха. Тот сам прибыл на место пожара и лично убедился в целости икон. Икону с изображением Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом он перенёс в Ростов Великий, где и велел её поставить в местный ряд иконостаса в каменной церкви, построенной в честь Успения Богородицы. Здесь этот святой образ неоднократно был прославлен чудесами.

    В настоящее время в Успенском соборе Ростова Великого находятся списки (копии) чудотворной иконы. Сам чудотворный образ Ростовской Владимирской иконы Пресвятой Богородицы сегодня является экспонатом Ростовского музея.

    Празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю)

    Нравится у нас?! Делись с друзьями 🙂

    • Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Стоимость иконы рассчитывается индивидуально в зависимости от сложности композиции, размера доски, использования золочения и украшений орнаментом или ювелирными изделиями.

    Если вы не готовы ждать, воспользуйтесь Подарочным сертификатом, посмотрите Иконы&nbspв&nbspналичии или закажите срочное исполнение.

    По святцам 8 сентября (26 августа) – праздник в честь иконы Божией Матери Владимирская, а также 3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня). Есть мнение, что икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В 450 году ее доставили в Царьград из Иерусалима. Царьградский патриарх около 1131 года прислал икону на Русь. Далее икона была перенесена во Владимир князем Андреем Боголюбским. По дороге князю было знамение в результате которого в последствии на этом месте (река Нерль) по приказу князя был заложен монастырь и усадьба. В правление великого князя Василия Дмитриевича, при нашествии Тамерлана в 1395 году, икона была принесена в Москву, где была торжественно встречена с крестным ходом. А 26 августа было чудесное спасение города Москвы от французских войск.
    На данном образце мы видим фрагмент чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, написанной в мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского. Благодаря более крупному изображению, можно более глубоко ощутить выражение ликов святых, почувствовать Божественную Благодать, дарованную этой иконой.
    Икона Божией Матери Владимирская относится к иконографическому типу богородичных икон под названием «Умиление». Этот тип характеризуется прежде всего изображением Богоматери и Младенца особенно близких друг другу. Каждый жест выражает неразрывную связь Матери и Сына. Богоматерь, склонив голову к Младенцу, дотрагивается своей щекой до щеки Сына, а Иисус Христос нежно обнимает свою Мать за шею. Одежды Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа соответствуют канону, по которому принято изображать Богоматерь в пурпурном мафории с золотой каймой и звёздами, синей с золотом тунике и синем плате, а Младенца – в золотом гиматии, повязанном по поясу и через плечо синей полосой — клавом, символом царской власти в Византии. Фигуры Богоматери с Младенцем изображены на светом охристом фоне, который, как и золотой фон, символизирует здесь Божественное сияние.
    По молитвам перед иконой Владимирской Божьей Матери было совершено множество чудес, вошедших в историю России. Многие победы русских полководцев одержаны по молитвам перед чудотворным образом: стояние на реке Угре, спасение Москвы от нашествия Тамерлана, Бородинское сражение и др. Считается, что молитва перед Владимирской иконой Божьей Матери помогает при разладе в семье или среди друзей, позволяет молящемуся взглянуть на ситуацию в ином свете, обрести прозрение и сделать верный выбор. Именно к ней стоит обращаться, когда требуется принять непростое и важное решение. Особой милостью Богоматери пользуются матери и дети, она дарует лёгкие роды и оберегает здоровье детей.

    Как изготовлена икона?

    Икона создана в рамках иконописного канона, по древней технологии яичной темперы, заключающейся в использовании только натуральных красок, полученных из растертых вручную камней (лазурит, малахит, диоптаз и другие), смешанных с яичным желтком и сухим вином.

    Строгое соблюдение древней технологии служит гарантией долговечности произведения иконописного искусства.

    Более подробную информацию вы можете получить в разделе Технологии написания икон.

    Дополнительное убранство иконы

    Золочение нимба и/или фона

    Орнамент ручной работы по золоту на полях и нимбе. Украшение ювелирно изготовленными изделиями и полудрагоценными камнями. Примеры декоративного оформления иконы вы можете посмотреть в разделе Подарочные иконы с декоративным убранством.

    Киот защищает икону от внешних воздействий и может быть украшен резьбой, а также мельхиоровой или латунной басмой (ювелирно выполненной чеканкой). Более подробную информацию вы можете получить в разделе Киоты.

    Как лучше воплотить духовный замысел иконы?

    Чтобы лучше воплотить Ваши пожелания и духовный замысел иконы, рекомендуем Вам приехать в мастерскую и посетить производственные помещения, где вы посмотрите на образцы икон «вживую», подержите их в руках и познакомитесь непосредственно с мастером, благословленным на написание иконы для Вас.

    Как трудятся иконописцы нашей мастерской?

    Иконописцы мастерской трудятся с молитвой и постом по благословению настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Владимирская икона Божией Матери — где находится

    Чудотворная икона Владимирской Божией Матери — пожалуй, главная икона в истории России. Но это также подлинный шедевр изобразительного искусства, который хранится в Третьяковке — самой известной галерее столицы. Удивительный образ тщательно оберегают от посторонних воздействий и от покушений, но иногда вывозят на поклонение верующим. Образ пребывает в храме галереи. Но связанная с Алипием Печерским икона находилась в ка­фед­раль­ном Успен­ском со­бо­ре Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го.

    Ученые говорят, что образ, хранящийся в Третьяковке, — лишь список с более древнего, он датируется последними веками первого тысячелетия по рождении Христа. Трудно, однако, поверить, что его писал художник, незнакомый с ликом Богоматери. Возможно, иконописец, создавший Владимирскую, был человеком святым, и ему самому явилась Богородица. С этого видения он и написал чудотворный образ.

    А вот святой Алипий Печерский точно писал образ сам, причем с молитвой.

    Алипий Печерский — кто такой?

    Это святой иконописец, живший в Киево-Печерской лавре. Мощи святого по сей день покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах, продолжая исцелять многих людей, с верой приходящих к ним. Феномен сохранения мощей в Киево-Печерской лавре известен всему миру. Здесь покоятся только святые, прожившие в молитвенных подвигах и окончившие жизнь в Лавре, а также канонизированные мученики-чудотворцы послереволюционных лет. Их тела высыхают и не разлагаются, но не только по причине пещерного воздуха: известно, что в советское время здесь пытались хоронить и мирских людей, однако с их телами не происходило ничего подобного. Все тела в Ближних пещерах, включая мощи преподобного Алипия, лежат наверху, в особых раках (ковчег для мощей в форме гроба) под парчовыми покровами и почти у всех открыта какая-то часть тела.

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Святой был великим иконописцем, одним из первых, известных на Руси. Иконы его кисти хранятся в Киево-Печерской лавре и ряде храмов на Руси по сей день.

    Алипий Печерский и Владимирская икона Божией Матери

    Это особый чудотворный образ, связанный со святым преподобным Алипием Печерским. Алипий Печерский Владимирская икона Божией Матери — это удивительный образ, написанный этим со святым монахом Киево-Печерской лавры, иконописцем.

    О про­ис­хож­де­нии Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, написанной святым Алипием Печерским, написано в житии самого святого.

    Один верующий ки­ев­ля­нин, который поставил в одном из районов Киева — на Подоле — храм, решил приобрести в этот храм семерку высоких икон в иконостас. В лавре он попросил, чтобы написал их святой Алипий, известный иконописец. Но в лицо святого он не знал и потому попросил двух иноков Киево-Печерской Успенской обители помочь, передать деньги святому Алипию иконописцу. Эти люди обещали договориться с иконописцем, взяв в задаток серебро (деньги) и доски для икон — в то время они были в большой цене. Но — о ужас! — эти монахи деньги прикарманили, и святому Алипию ничего не передали. Наоборот, они требовали от имени самого святого Алипия еще денег у строителя храма, а потом вдруг сказали ему, что Алипий отказался писать иконы. Конечно, этот человек пошел с жалобой к настоятелю монастыря — игумену Никону, который тоже позже был канонизирован, то есть он святой.

    Пришедший на зов игумена святой Алипий говорил, что ничего не знает об иконах — и ведь это так и было! Однако случилось великое чудо. Потребовал игумен принести доски, приготовленные для икон — и на этих досках оказались написаны святые иконы! Святого оклеветали невинно, клеветники и воры оказались изобличены.

    Алипий печерский владимирская икона божией матери

    Из этого иконостаса и происходит чудотворная икона Владимирская Божия Матерь. На других образах есть Господь и святые. Бог Сам явил новое чудо. Очень скоро в Киеве начался пожар, Подол горел, сгорела и церковь, но на

    пожарище были найдены иконы. Интересно, что об этом узнал сам великий князь Киева Вла­ди­ми­р Мо­но­ма­х. Князь Владимир приехал на пожарище, увидел иконы и забрал образ Богородицы, решив по некой причине отослать ее в Ростов.

    Летописец Поликарп, писавший летопись, отмечает, что в Ростове церковь, где была икона, в один момент тоже была разрушена, а икона сохранилась. В пожарах, в которые попадал Ростов Великий на протяжении веков, тоже ничего не осталось. Икона эта осталась в Ростове, была она в окладе из серебра с позолотой с надписью, что икона называется «Владимирская». Известна она тем, что осталась единственной дошедшей до наших дней работой преподобного Алипия Печерского. Хоть явлена она была и чудом, видимо, кистью святого создала ее.

    Икону должен был знать и почитать святой Димирий Ростовский. В 1684 году этот святой поселился в Киево-Печерской лавре и взялся за составление Житий всех святых, прославленных Православной Церковью — идея появилась у будущего святителя еще в юности. Это гигантский труд, ведь в Церкви тысячи святых. Есть там и житие преподобного Алипия, Известно, что во время создания Четьих-Миней (так эта книга называется на церковнославянском) святому Дмитрию являлись святые, о которых он писал. В 1702 году святитель приехал в Ростов, в Спасо-Яковлевский (ныне называющийся дополнительно Димитриевским в честь святого) монастырь. Здесь он и завершил свой великий труд Четьих-Миней. Монастырь этот находится совсем рядом с Успенским собором, где была Владимирская икона Алипия Печерского.

    Ссылка на основную публикацию