Александре невском и сергии радонежском

Музыка родилась из жизни самым ярким ее проявлением – интонацией. Музыкальное зернышко – интонация дает развитие большому музыкальному искусству, которое звучит во всех ситуациях окружающей нас жизни. А самое главное то, что она влияет на формирование и развитие характера человека. Действительно, темы интонационного звучания бесконечно меняются, как сама жизнь.

Музыкальное искусство – это настоящий, большой вид искусства, который черпает содержание и силу в литературе, истории, изобразительном искусстве.

Интонационно-духовная атмосфера урока – естественная среда общения. Таким образом, на уроке присутствуют два фундаментальных принципа интонируемого смысла:

1. Целостность и образность;

2. Духовная культура.

В процессе выполнения заданий задействованы разные виды деятельности. Способствующие развитию всех сенсорных каналов: аудиальных, визуальных, кинетических, а также работа с направлением воображения. Полученные ранее знания и умения помогут разрешить проблемную ситуацию: самостоятельный поиск и внедрение мелодии в другой вариант вокального исполнения. Это поможет сделать вывод, что мелодика молитв по характеру одинакова, а по жанру разная.

Следовательно, использованы методы развивающего обучения:

1. Метод проблемного обучения – постановка вопроса и показ ею разрешения;

2. Методы учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;

3. Методы самостоятельной познавательной деятельности: работа с раздаточным материалом.

Благодаря этим методам выполнимы основные задачи:

1.Формирование навыков и умений творческой деятельности

2.Развитие познавательных способностей

3.Воспитание гармонии чувств

Таким образом, происходит реализация творческих способностей и возможностей обучающихся по теме урока “Интонация”.

Тип урока: нетрадиционный

Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка)

1.Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, логики теоретического мышления и творческого потенциала.

2.Введение в большой мир искусства, в котором органично уживаются разные состояния окружающей жизни – учить видеть ее, слышать и участвовать в ней.

3. Обучение технике интонируемого смысла.

1.Иллюстрации “Икона Святой Благоверный князь Александр Невский”, картина П.Корина “Александр Невский”.

2.Нотное приложение “Песнь об Александре Невском” и “О Сергии Радонежском”.

3.Портреты композиторов С.С.Прокофьева и М.И.Глинки.

4.Наглядное пособие “Волшебный цветик-семицветик”.

5.Фонограмма “Ростовские колокола”, аккомпанемент мелодии песни “Малиновый звон” (сл. А.Пономаренко, муз. А.Морозова).

6.Текст песни “Малиновый звон”.

План урока

1.Активизация внимания обучающихся – 3 мин.

2.Слушание. Беседа – 10 мин.

3.Вокально-хоровая работа – 12 мин.

4.Познавательная ситуация – 12 мин.

5.Вывод. Итог – 3 мин.

Словарная работа по осмыслению понятий:

Кантата — большое музыкальное произведение

Ход урока

Эпиграф: Любой вид искусства – это мышление в образах.

Этапы Содержание Время
Активизация внимания Звучит фрагмент из сб. “Ростовские колокола”

На фоне – декламация:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…

! – Это голос нашей Родины. Он по характеру гордый, торжественный.

? – Что выражает /! Чувства/.

? – Какие чувства /ответы ребят/.

? – Какая еще звучала интонация.

? – Можно определить характер человека.

? – А на картине кто ярко и величаво изображен /князь Александр Невский/

? – Какая интонация созвучна между музыкой и картиной /изобразительная/

? – А выразительность в чем /в характере/

Если надо сидя петь,
Не садись, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Раз – вдох и запел –
Птицей звук полетел,
Руки, ноги – все свободно.
Петь приятно и удобно.

Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло.

Исполнение под мелодию “Утро” Э.Грига.

3. Отработка ритмического рисунка:

— “Песнь об Александре Невском”

Люди в их честь что поют? /молитвы/

! – Молитва – это обращение к Богу с речью или пением, которые исполняются (в ариях, кантатах) в святых храмах и там, где есть иконы.

? – Какой известный нам герой исполнял молитву /Иван Сусанин, опера М.Глинки/

№ 1 Выразительная интонация определяет вид музыкального произведения, то есть жанр.

№ 2 Изобразительное действие определяет характер героя.

Звучит “Малиновый звон”

/жанр – песня, характер – нежный, задушевный, ласковый/

В музыкальном искусстве два вида интонации

1. Выразительная – построение

! – Они разные по виду исполнения, но у них есть общее действие – звучать голосом (вокал). Поэтому общее действие позволяет объединить в понятие – жанр вокальной пьесы.

Не ешь, о дитя мое, когда песню поют, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют! Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит она, может быть, она проголодалась в это мгновенье – не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют.

Не пей , о дитя мое, не пей, когда песню поют, иволга там поет, дождика просит: росинку у листьев выпрашивает – иволга там умоляет, молит, голодная она поет, жаждою томима.

Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое. Не смотри, о дитя мое, что этот вот дядя ест, у него не учись – он давно уже слопал все песни свои, и уже отличить он не может картошку от песни.

Одни двери для ложки и песни. Остановится ль ложка у рта твоего, когда песня поется?

О дитя, возьми за руку ложку, в сторонку ее отведи – первой песню выпусти, о дитя.

Александре невском и сергии радонежском

11 декабря 2019 года в Усть-Лабинском социально-педагогическом колледже прошел круглый стол на тему «Святой Александр Невский в исторической памяти российского общества». В ней приняли участие 140 учащихся УСПК и приглашенные специалисты. Почетным гостем на мероприятии была советник департамента внутренней политики Краснодарского края, Наталья Александровна Григорова.

Присутствовали благочинный церквей Усть-Лабинского округа протоиерей Александр Черных, иерей Арсений Рощин и преподаватели колледжа. Организаторами мероприятия выступили Центр православной культуры «Верую» совместно с Отделом по делам молодежи, молодежным центром «Максимум», «ИНВА-Академией» г.Краснодара.

Участникам мероприятия был продемонстрирован фильм «Александр Невский в исторической памяти российского общества». Далее приглашенные эксперты высказали свою точку зрения о жизни и подвигах Александра Невского, провели параллели с современной действительностью.

В мероприятии приняли участие воспитанники воскресной школы ЦПК «Верую» при храме Сергия Радонежского: хоровая студия с духовно-патриотической программой «Колокольная Русь» и театральная студия «Живое слово» с патриотической музыкально-литературной композиции «Русь. Александр Невский» в рамках программы «Александр Невский — имя России». Центр православной культуры «Верую» при храме, как средство духовно-нравственного воспитания».

В начале концерта волонтеры раздавали буклеты в рамках программы «Александр Невский — имя России». Центр православной культуры «Верую» при храме, как средство духовно-нравственного воспитания».

Александре невском и сергии радонежскомСтуденты РГУ имени С.А. Есенина приглашаются к участию в конкурсе студенческих исследовательских работ «Благоверный князь Александр Невский в истории, искусстве и культуре. К 800-летию со дня рождения святого».

Конкурс проводится совместно с Фондом социально-культурных инициатив (Москва).

Фонд реализует различные культурно-просветительские проекты, одним из которых является издание серии «Святые России». В серии уже вышли книги о преподобных Сергии Радонежском, Иосифе Волоцком, Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, а также о равноапостольном князе Владимире и княгине Ольге.

В 2021 году, когда в России будут отмечать 800-летие князя Александра Невского, планируется издание книги о нем. В преддверии крупной даты Фонд совместно с РГУ имени С.А. Есенина предлагают студентам принять участие в исследовании роли личности Александра Невского в истории и культуре России. Предпочтительно изучение конкретных артефактов и произведений, связанных с князем.

Объем работы: 10-60 тысяч печатных знаков с пробелами (от 6 до 36 страниц).

Срок сдачи – до 15 декабря.

Заявка на участие в конкурсе подается до 30 ноября.

Студенты-лауреаты получают призы от Фонда социально-культурных инициатив.

Научные руководители конкурсантов-победителей награждаются книгами серии «Святые России».

19 ноября в 14.30 на платформе Zoom состоится установочная конференция конкурса. В ней примут участие:

Александре невском и сергии радонежском 15 марта в центральной районной библиотеке состоялся час православной истории «Земной ангел, небесный человек» , посвященный 705-летию со дня рождения Сергия Радонежского, а также он был приурочен ко Дню православной книги.

Библиотекари рассказали о биографии преподобного, о его детских годах и чудесном научении грамоте, его первых подвигах и монашеской жизни, затронули историю образования Троице-Сергиевого монастыря. Ребятам было интересно узнать, что Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. По словам летописца Епифания Премудрого, Сергий был «всей Русской земли учителем и наставником». Прославился Сергий не только как основатель и игумен, но и как видный государственный деятель, идейный вдохновитель национально-освободительного движения на Руси. В 1380 году именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле, дав, как гласит легенда, ему в помощь двух иноков – Александра (Пересвета) и Родиона (Ослябю). Победа над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков.

Не оставили без внимания и чудеса, совершенные Сергием. Также учащиеся узнали, что Сергий Радонежский является покровителем всех учащихся. Ему молятся об успехах в учёбе, и он помогает. Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный им Троицкий монастырь. Стали называть его Троице – Сергиевым, а потом ещё и лаврой, то есть очень большим и важным монастырём. Познакомились ребята и с другой святыней Троице-Сергиевой лавры – великой иконой «Троица», которую написал воспитанник Святого Сергия, известный художник Андрей Рублёв. Дополнил рассказ библиотекарей просмотр видеоролика «Троице – Сергиева лавра».

С заключительным словом перед учащимися выступил настоятель храма Преображения Господня отец Сергий. Он рассказал ребятам о почитаемых святых благоверных князьях Александре Невском, Дмитрии Донском, отстаивавших интересы веры и государства. Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского выглядит удивительным. Он уединился от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотни мечей. Большую часть своей жизни Сергий провёл в основанном им Троицком монастыре. Здесь он прославился как выдающийся подвижник. Преподобный Сергий Радонежский своим житием показал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

Вся жизнь святого Сергия Радонежского была примером благочестия, смирения, пламенной любви к Богу и Отечеству своему. И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры православные паломники со всей России, да и со всего мира, чтобы поклониться преподобному Сергию Радонежскому, великому подвижнику земли Русской.

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

Александре невском и сергии радонежском

  • Конференции
    • 2005
    • 2006
    • 2007
    • 2008
    • 2009
    • 2010
    • 2011
    • 2012
    • 2013
    • 2014
    • 2015
    • 2016
    • 2018
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • Всероссийская научно-практическая конференция «Роль музеев в ревалоризации объектов храмового зодчества: от противоборства к соработничеству»
    • «Кафедра I»
    • «Кафедра II»
    • «Кафедра III»
    • «Кафедра IV»
    • «Кафедра V»
    • «Кафедра VI»
    • «Кафедра VII»
    • «Кафедра VIII»
    • «Кафедра IX»
    • «Кафедра X»
    • «Кафедра XI»
    • «Кафедра XII»
    • «Кафедра XIII»
    • «Кафедра XIV»
    • «Кафедра XV»
    • «Кафедра XVI»
    • «Кафедра XVII»
    • «Кафедра XVIII»
    • «Кафедра XX»
    • «Кафедра XXI»
    • «Кафедра XXI»
    • «Кафедра XXIII»
    • «Кафедра XXIV»
    • «Кафедра XXV»
    • «Кафедра XXVII»
    • «Кафедра XIX»
    • «Кафедра XXVIII»
    • «Кафедра. Программа конференции и сборник тезисов»»
    • «Кафедра XXIX»
    • «Кафедра XXX»
    • «Кафедра XXVI»

    «Кафедра XXX»

    Святой благоверный князь Александр Невский. Опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия

    Вступительное слово

    В истории нашего Отечества есть много имен, почитаемых святыми защитниками и небесными покровителями Русской земли. Среди них одно из первых мест по праву занимает имя князя Александра Ярославича, 800-летний юбилей которого отмечается ныне. В народной памяти Александр Невский остался национальным героем – превосходным полководцем, мудрым политиком и благочестивым правителем.

    Прошло лишь сто с небольшим лет после кончины князя-монаха, как состоялась его канонизация. Чудесная помощь Александра, прославленного в чине святого преподобного, своему правнуку великому князю Димитрию Донскому в одолении врагов привела к его почитанию по всей Руси. Стоглавый собор в 1547 году утвердил общегосударственный характер этого прославления. Традиция особого почитания преподобного князя при Рюриковичах продолжилась и в царствование представителей Дома Романовых.

    Для Петра I исторический пример Александра Невского был чрезвычайно важен: Северная война и основание Санкт-Петербурга рассматривались государем как продолжение деяний его выдающегося предшественника Александра. Князь-полководец, боровшийся за пятьсот лет до Петра со Швецией, являл небесное покровительство победам России и в веке XVIII.

    Память об Александре Невском хранят два таких выдающихся величественных архитектурных памятника, возведенных в столице Российской империи, как Исаакиевский собор и храм Спас на Крови.

    XIX столетие в российском храмостроительстве прошло под знаком святого героя. Посвященные князю-воину, миротворцу, молитвеннику величественные соборы были воздвигнуты в крупнейших городах не только России, но и Европы – Париже, Софии, Варшаве и других. Их сооружали выдающиеся зодчие, украшали крупнейшие представители отечественной и зарубежных художественных школ. Необычайно многочисленны храмы и часовни его имени, памятники ему, возведенные буквально на всей территории нашего Отечества.

    Все это подтверждает, что присутствие в Российской истории на протяжении восьми столетий имени князя Александра Ярославича (Невского) – факт исключительный.
    И, собравшись в очередной раз (может быть, в тысячный. если брать всю нашу необъятную страну), чтобы вспомнить и почтить его память, мы вновь и вновь впадаем в удивление, если не в изумление, от многоаспектности этой, казалось бы, хорошо изученной и знакомой темы.

    Хочется надеяться, что представители не только Санкт-Петербурга, но и Астрахани, Воронежа, Калуги, Москвы и Московской области, Пере яславля Залесского, Пскова, Псковской области, Челябинска в своих докладах, сообщениях исторической, богословской, искусствоведческой, гуманитарной направленности в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно- исторического наследия» приблизились к постижению этого духовного и исторического феномена. Однако надежд на его исчерпанность нет. А значит, впереди встречи и обсуждения, находки и открытия.

    Сердечно благодарю Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, настоятеля Исаакиевского собора, и председателя Императорского Православного Палестинского общества С. В. Степашина. Глубокая благодарность всем организаторам и участникам конференции, членам оргкомитета и редакционной коллегии: протоиерею, ключарю Исаакиевского собора Роману Ковальскому, директору Научно-исследовательского музея при PAX, члену-корреспонденту PAX А. Ю. Мудрову, председателю Псковского отделения Императорского Православного Палестинского общества В.Н. Туманову, архимандриту, профессору, настоятелю Императорского Петропавловского собора Александру Федорову, заместителю директора по научной работе НИМ PAX, члену-корреспонденту PAX В.-И. Т. Богдан, профессору Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина, академику PAX Н. С. Кутейниковой, протоиерею, настоятелю церкви Феодоровской иконы Божией Матери, председателю издательского совета Санкт-Петербургской епархии Александру Сорокину.

    Ю. В. Мудров,
    директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»,
    лауреат Международной премии им. А. А. Пластова в области изобразительного искусства,
    почетный член PAX

    Александре невском и сергии радонежском

    В рамках духовного окормления школ Ставрополя клирик храма преподобного Сергия Радонежского иерей Димитрий Шкетик провел очередную встречу со школьниками.

    В этот раз священник побеседовал с учащимися пятых классов школы № 18. Отец Димитрий предложил детям тему «Образ православного воина в истории Отечества».

    Главным героем беседы стал святой князя Александр Невский. Тема для встречи была выбрана неслучайно – в этом году отмечается 800-летие со дня рождения этого великого воина и прославленного святого.

    Батюшка рассказал детям о житии Александра Невского, о его подвигах и знаменательных исторических датах, связанных с именем святого. Параллельно с повествованием о подвигах Александра Невского и других святых воинов-подвижников отец Димитрий обращал внимание школьников на силу духа и веры православного воина.

    Беседа о православных воинах Отечества впечатлила детей множеством интересных фактов и новых знаний.

    Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам "Музыка" для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала. Методика работы с УМК 2-4 классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в пособии, безусловно, можно применять вариативно, творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

    Александре невском и сергии радонежском

    3 июня 2021 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «Александр Невский: история и современность в литературе», сообщает Патриархия.ru.

    Мероприятие было приурочено к выходу книги «Благоверный великий князь Александр Невский» из серии «Святые России», изданной Фондом Светланы Медведевой (Фонд социально-культурных инициатив).

    В конференции приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов, руководитель книжного проекта серии «Святые России» Дмитрий Вдовых, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии 2021 года Владимир Малягин.

    На пресс-конференции митрополит Климент отметил, что в этом году многие церковные мероприятия проходят под знаком празднования 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. Он напомнил, что 20 мая состоялось вручение Патриаршей литературной премии, лауреатами которой стали писатели Мушни Ласуриа, Владимир Малягин и Андрей Убогий. На концерте, завершившем торжественную церемонию, была исполнена кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Владыка Климент также рассказал, что к теме святости обращаются многие современные писатели. Один из них — прозаик К.П. Ковалев-Случевский, ставший лауреатом премии имени Ф.М. Достоевского за книгу «Николай Чудотворец. Санта Клаус и Русский Бог: Хожение в житие» в рамках конкурса «Новая библиотека». Архиерей сообщил, что о русских святых пишут творческие работы юные участники литературного конкурса «Лето Господне», который проводит Издательский Совет.

    Сергей Смирнов рассказал об издательской программе Фонда социально-культурных инициатив, в рамках которой выходили книги о преподобном Сергии Радонежском, преподобном Серафиме Саровском, преподобном Иосифе Волоцком, праведном Иоанне Кронштадтском и благоверном князе Александре Невском.

    Дмитрий Вдовых сообщил, что над книгой, посвященной святому Александру Невскому, работал научный коллектив из историков, филологов и искусствоведов, среди которых Н.М. Абраменко, Ж.Г. Белик, А.В. Духанина, А.Ю. Карпов и многие другие.

    Владимир Малягин затронул тему актуальности жизненного пути Александра Невского как государственного деятеля, политика, полководца и святого.

    Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

    Книга «Благоверный великий князь Александр Невский» будет распространяться на благотворительной основе через епархии Русской Православной Церкви и научные региональные библиотеки.

    «О проведении Международного дня грамотности» информируем, что 8 сентября — Международный день распространения грамотности. Новосибирским областным фондом сохранения и развития русского языка «Родное слово» (далее — Фонд) для всех возрастных категорий

    (8-800-2000-122) консультативно-психологическая помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации.

    Александре невском и сергии радонежском

    Запись в первый класс в общеобразовательные организации начался 1 апреля – записаться можно с помощью портала «Госуслуг», процедура в среднем занимает менее пяти минут.

    Разъяснения об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020-2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 28.04.2020г. №193

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
    Контент является обязательным к размещению
    Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируется как обязательный к размещению контент
    Политика в отношении обработки персональных данных
    ( Приказ об утверждении ЗПДН)

    Дата последнего обновления страницы 06.02.2022
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
    Вход для администратора

    Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

    Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

    Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

    Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

    В областной библиотеке имени Некрасова презентовали второй пятитомник научно-популярной серии «Библиотека ярославской семьи».

    Издание приурочено к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В четырех томах серии «Храмы и монастыри Ярославской земли» рассказывается о выдающихся памятниках православной архитектуры нашего края, среди которых представлены не только имеющие мировую известность, но и расположенные вне традиционных краеведческих и туристических маршрутов, в малых городах, селах и деревнях области.

    В отдельном томе можно прочитать очерки о наиболее известных и почитаемых святых нашего края: преподобном Сергии Радонежском, святителе Дмитрии Ростовском, благоверном князе Александре Невском, праведном воине Федоре Ушакове и других.

    Авторский коллектив издания – более двухсот человек, из которых чуть ли не каждый четвертый – кандидат или доктор наук. Проект реализуется в сотрудничестве с вузами, музеями, епархиями региона, поддержку ему оказывает правительство Ярославской области. 40 процентов вышедших из типографии книг будут направлены в школы и библиотеки области.

    Александре невском и сергии радонежском

    в. последовательность частей и элементов произведения.

    10. Жанр произведения И. С. Тургенева «Ася»

    11. Какова причина несостоявшейся любви Аси и господина Н. в произведении И. С. Тургенева «Ася»?

    а. душевная слабость, малодушие господина Н.

    в. несогласие Гагина

    12. Как называется произведение Фонвизина:

    г. Борис Годунов

    13.Какой псевдоним был у Лохвицкой Надежды Александровны:

    в. Антоша Чехонте

    14. Действующее лицо художественного произведения называется

    15. Напишите название любого стихотворения , посвященного Великой Отечественной войне

    Итоговый тест по литературе в 8 классе.

    1. Повествование об Александре Невском относится к жанру

    2. Повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина ведётся от лица

    б. Маши Мироновой

    в. Петра Гринёва

    3. С какой целью в повесть «Капитанская дочка» вводится сон Гринёва?

    а. характеризует Гринёва

    б. предвещает развитие отношений главных героев

    в. характеризует Пугачёва

    4. К какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

    5. Местом действия в «Мцыри» избран Кавказ, потому что

    а. поэт любуется красотой Кавказа

    б. могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри

    в. первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри

    6. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

    а. «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

    б. «Береги честь смолоду».

    в. «И жить торопится, и чувствовать спешит».

    7. Фольклор – это :

    а. Устное народное творчество

    б. Художественная литература

    в. Жанр литературы

    г. Жанр устного народного творчества.

    8. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:

    а. Степана Разина

    б. Емельяна Пугачева

    в. Кондратия Булавина

    г. Ивана Болотникова

    9. Что случилось в конце поэмы с Мцыри:

    а. Убежал из монастыря

    б. Остался в монастыре

    г. Пошел на военную службу

    10. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна :

    11. Какой момент в сюжете поэмы «Мцыри» можно назвать кульминационным?

    а. Побег из монастыря

    б. Встреча с грузинкой

    12. Пояснение автора, которым сопровождаются поступки героев, интонации их речи, жесты, обстановка действия называется …

    13. Какая была фамилия у М. Горького?

    14. Идея произведения – это

    а. то, о чём говорится в тексте

    б. нравственный «урок» произведения

    в. главная обобщающая мысль произведения

    15. Напишите название любого стихотворения , посвященного Великой Отечественной войне

    26 декабря 2021 года в воскресной школе храма святого преподобного Сергия Радонежского прошел урок «Живи как Невский», завершающий цикл мероприятий празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

    На уроке учащиеся средней группы воскресной школы посредством православного мультфильма узнали о житие святого, диакон храма Павел Самойленко познакомил детей с образом святого князя в православии, а преподаватель — Иванова Татьяна Александровна – рассказала детям о значимости подвига Александра Невского в истории нашей страны.

    Во время урока-беседы детям также было предложено поделиться своими знаниями о святом благоверном князе Александре Невском.

    По итогам урока, дети увидели насколько значимо имя и подвиги Александра Невского и что именно он может стать для них примером для подражания.

    Александре невском и сергии радонежском

    Александре невском и сергии радонежском

    Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
    При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

    ПЕТРОЗАВОДСК. 4 октября 2021 года в Национальной библиотеке Карелии состоялось открытие выставки художника – монументалиста Владимира Зенина «Святой Князь Александр Невский – житиё земное и небесное». Экспозиция знакомит с жизнью и подвигами Святого благоверного князя Александра Невского и посвящена 800-летию со дня рождения, сообщается на сайте Национальной библиотеки Карелии.

    Участников мероприятия приветствовала директор Национальной библиотеки Карелии М. В. Никишина и рассказала о многочисленных мероприятиях, программах, выставках, которые были приурочены к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Автор выставки Владимир Зенин рассказал о свой деятельности, которую он называет как «жизнь ради отчизны», провёл авторскую экскурсию и продемонстрировал фильм об Александре Невском.

    По благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в открытии выставки принял участие настоятель кафедрального собора святого благоверного Александра Невского прот. Иоанн Тереняк. В преддверии просмотра выставки все восхитились великолепным и проникновенным песнопением духовного ансамбля «Аксиос». Настоящим музыкальным подарком для всех собравшихся стало выступление блестящих музыкантов, лауреатов международных конкурсов Александра Милицкого, Веры Милицкой, Петра Милицкого. В их исполнении прозвучали русские музыкальные произведения.

    В рамках экспонирования выставки «Святой Князь Александр Невский – житиё земное и небесное» подготовлена и представлена зрителям видеоинсталляция «Житие и деяния святого благоверного князя Александра Невского».

    Выставка продлится до 27 ноября.

    Владимир Зенин – выпускник монументальной мастерской Академии Художеств имени И. Е. Репина. На его счету десятки персональных и совместных выставок и творческих проектов в различных городах России, а также сотрудничество с ведущими галереями и музеями, такими как Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Куликово поле» и другими. Сфера интересов мастера – история, мифы, легенды и предания разных народов. Отдельное направление представляют работы на древнерусскую тему – циклы картин о Сергии Радонежском, «Слово о полку Игореве», серия графических работ «Свет севера».

    Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью автора журнала «Фома» Александра Моисеенко о преподобном Сергии Радонежском. Почему преподобный Сергий уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

    Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

    Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

    Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

    Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

    Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

    Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

    Александре невском и сергии радонежском

    Молитва Сергия Радонежского о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом,
    автор: Александр Простев, 2016 г.

    Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

    XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

    Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

    В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

    Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

    Александре невском и сергии радонежском

    19 ноября 2020 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоялась установочная конференция конкурса «Благоверный князь Александр Невский в истории, искусстве и культуре. К 800-летию со дня рождения святого». Конкурс проводится впервые совместно с РГУ имени С.А. Есенина и Фондом социально-культурных инициатив в рамках проекта «Святые России».

    Проректор по учебно-воспитательной и социальной работе РГУ Оксана Исаева приветствовала участников конференции словами:

    – От имени ректора, доктора исторических наук, профессора Андрея Ивановича Минаева я приветствую всех тех, кто собрался в Зале заседаний Ученого совета нашего университета и тех, кто присоединился к онлайн-трансляции. Конкурс студенческих исследований проводится в ознаменовании важной даты – 800-летие со дня рождения Александра Невского, которая будет отмечаться в нашей стране в 2021 году. Коллектив нашего вуза проводит большую работу по вопросам сохранения культурно-исторического наследия. Рязань – древний город, который отметил 925-летие со дня рождения. Наши студенты вместе с преподавателями принимают участие в Форуме древних городов, который несколько лет подряд проходит в городе Рязани. Наш вуз является одной из площадок этого Форума. Если обратиться к истории, вспомним, что в то время как Александр Невский только становился государственным деятелем, рязанцы отважно защищали юго-восточные рубежи нашего Отечества, а чуть позже князь прославился защитой его северо-западных рубежей. Имя Александра Невского известно каждому жителю нашей страны со школьной скамьи. Мы надеемся, что конкурс будет способствовать развитию исследовательских навыков наших студентов.

    Координатор конкурса в РГУ, доцент кафедры журналистики Наталья Гордиенко отметила:

    – Фонд социально-культурных инициатив ведет обширную просветительскую работу, занимается различными общественно-значимыми проектами, одним из которых является выпуск книжной серии «Святые России». После знакомства с одной из книг этой серии мы поддержали идею проведения конкурса студенческих научных исследований. Так, в орбиту просветительской деятельности Фонда попал Рязанский государственный университет, который является старейшим высшим учебным заведением нашего региона. В этом году он отмечает 105-летие со дня основания.

    Александре невском и сергии радонежском

    Руководитель проекта «Святые России» Дмитрий Вдовых поблагодарил представителей научного сообщества из Рязани, Москвы и Санкт-Петербурга за поддержку инициативы проведения студенческого конкурса и пояснил:

    – Молодежные и культурные проекты, один из которых мы сегодня начинаем, имеют большое значение для деятельности Фонда. Несколько лет назад стартовала работа над серией «Святые России». Первой книгой стало издание о преподобном Сергии Радонежском. К юбилейной дате 2021 года мы задумались о выпуске книги об Александре Невском. За эти годы наш проект вырос из границ просто книжной серии и стал просветительским. Безусловно, книги пишут на серьезном научном уровне, авторы текстов – заслуженные ученые. Однако цель проекта заключается в том, чтобы сделать этот материал доступным широкому кругу массового читателя. В случае со студентами интересно понять, как молодые люди, люди нового поколения, реагируют на историю страны, на роль личности в истории. Хочется выявить отношение студенчества по сути дела к сверстнику: князь Александр Невский был примерно вашего возраста, когда ему приходилось решать проблемы государственного значения.

    Доктор исторических наук, профессор, директор института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена Роман Соколов подключился к онлайн-трансляции из Санкт-Петербурга. Он обозначил перспективные направления изучения роли личности князя в истории и культуре.

    – Свое выступление я хотел построить так, чтобы будущие участники конкурса, студенты, могли наметить для себя новые сюжеты и использовать их для определения будущей темы. Главное, чтобы вам действительно была интересна проблема, с которой вы хотели бы разобраться, – сказал он.

    Автор научных статей и книг об Александре Невском, Роман Соколов сообщил студентам и преподавателям уникальные факты, связывающие имя Александра Невского с Рязанским краем. Так, по одной из версий мать Александра Невского происходила из рода рязанских князей.

    Александре невском и сергии радонежском

    Ответственный редактор серии «Святые России», кандидат искусствоведения Жанна Белик акцентировала внимание студентов на исследовании образа Александра Невского на материале церковного и светского искусства. Она показала конкурсантам, как «считывать» информацию с художественных и иконописных изображений, обращать внимание на детали, воспринимать каждое изображение в контексте развития исторических событий, задаваться целью сравнения образа Александра Невского в изображениях разных периодов. С опорой на иллюстрации Жанна Григорьевна провела для студентов мастер-класс по умению разгадывать интеллектуальный ребус художественного изображения, подчеркнула важность личностного отношения к культурным артефактам.

    – Важно осмыслить, как вы относитесь к работам художников и к тому, что и как изображено? Когда человек воспринимает художественный образ, он переживает его в современной собственной реальности, и эта эмоция может привести его к новым интересным выводам.

    Председатель Студенческого научного общества РГУ имени С.А. Есенина, кандидат исторических наук Александр Романика подытожил:

    – Интересно восприятие образа Александра Невского в разные исторические эпохи. Здесь много «белых пятен». Ценно, что этим занимается не только действующее научное сообщество, но и будущее научное сообщество – студенты.

    За онлайн-трансляцией установочной конференции конкурса студенческих исследований «Благоверный князь Александр Невский в истории, искусстве и культуре» наблюдали также учащиеся Рязанской православной духовной семинарии.

    Подготовительный этап конкурса завершился. Впереди – поисковая познавательная работа студентов, проведение научных изысканий, написание работы и представление её на суд жюри.

    Студенческие научные исследования принимаются для участия в конкурсе до 15 декабря, после чего члены жюри оценят их качество и выберут лучшие работы. Авторов этих работ и их научных руководителей ждут ценные призы и подарки от Фонда социально-культурных инициатив. Имена победителей станут известны в конце декабря.

    Подробности участия в конкурсе – на сайте Рязанского государственного университета.

    После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

    Музыка — еще материалы к урокам:

    Предметы
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • ИЗО
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Музыка
    • МХК
    • Начальная школа
    • ОБЖ
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • ОРКСЭ
    • Педагогика
    • Русский язык
    • Технология
    • Физика
    • Физкультура
    • Химия
    • Экология

    8 сентября 2010 года в Нижнем Новгороде в кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского состоялась торжественная встреча иконы преподобного Сергия Радонежского, которую привезли из Троице-Сергиевой Лавры. Икона написана и освящена по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для Благовещенского мужского монастыря. Также по благословению Святейшего в образ вложен мощевик с частицей святых мощей преподобного Сергия.

    Церемонию встречи иконы возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После этого правящий архиерей в сослужении клириков епархии совершил перед ней молебен, а затем Божественную литургию. Накануне, 7 сентября, владыка Георгий освятил икону в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры у раки с мощами преподобного Сергия.

    Икона преподобного Сергия написана заботами наместника и братии мужского Благовещенского монастыря, его попечителей и благотворителей. По преданию, преподобный Сергий был в этом монастыре, когда приезжал в Нижний Новгород.

    Икона будет пребывать в Александро-Невском соборе в течение двух недель. Все это время собор будет открыт для посещения ежедневно с 08.00 до 22.00. Каждый день в 12.00, 15.00 и 20.00 перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста.

    Затем икону торжественно перенесут в храм в честь преподобного Сергия Радонежского Благовещенского мужского монастыря.

    (для чтения и изучения, для самостоятельного чтения в 6, 8-м классах)

    Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Его роль в истории Руси заключается в том, что он возглавил борьбу с немецко-шведскими захватчиками.

    В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра — Невский.

    В 1241–1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием «Ледовое побоище».

    Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

    Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.

    Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

    Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.

    Так, в сражении на Неве «он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба», лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую. В судне, плывущем по морю, Пелгуй увидел Бориса и Глеба «в одеждах червленых, держащих руки на плече друг друга, а гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру”» 1 . Воодушевясь этим видением, князь решил с малочисленным войском напасть на врага. «И была крепкая сеча с римлянами (шведскими рыцарями); побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем» 2 .

    В эпизоде, посвященном битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении шести героях, которые «бились, не имея страха в душе своей». «Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один — Гаврило, по прозвищу Алексич; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же — новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топориком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий — Яков, родом полочанин, был он ловчим у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвертый же — новгородец, по имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый — из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатер. Шестой же из слуг князя — по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался» 3 .

    В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели «посрамить народ славянский». «Собрались немцы и, похвалясь, сказали: “Пойдем, победим князя Александра, поймаем его руками”. князь Александр собрал войско и пошел навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере — многое множество. Когда взошло солнце, полки сошлись. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью» 4 .

    Автор обращается к свидетельству очевидца: «видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь князю Александру», и продолжает рассказ: «. и победил Александр врагов с помощью божьей и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху: и некуда было тем бежать» 5 .

    Эта победа принесла Александру Невскому великую славу. Автор восхищается князем, приписывает ему лучшие человеческие качества: он красив, силен, премудр, храбр.

    Часто автор жития обращается к библейским мотивам: в изображении битв и побед Александра он видит божественное предначертание, в портрете князя подчеркиваются черты сходства с персонажами священного писания. Красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — силе Самсона, премудрость — Соломона, храбрость — римского императора Веспасиана.

    Особой торжественностью и лиричностью пронизана заключительная часть жития — рассказ о смерти князя. На обратном пути из Орды Александр Невский заболел и вскоре умер. Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, совершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то он сам, словно живой, протянул руку и взял грамоту у митрополита. Автор предается скорби и печали по поводу смерти князя: «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали» 6 .

    Вплоть до XVI века «Житие Александра Невского» являлось своего рода образцом для изображения русских князей.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере.
    2. Что известно в науке об авторе «Жития Александра Невского»?
    3. Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси?
    4. Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца?
    5. Как описывается битва на Неве, героические подвиги воинов? Приведите рассказ о шести храбрецах. Как автор относится к их подвигу?
    6. С какой целью автор вводит библейскую легенду?
    7. Опишите битву на Чудском озере. Какова роль божественного предзнаменования?
    8. С какой целью автор вводит явление святых мучеников Бориса и Глеба перед битвой?
    9. Как оплакивает автор Александра в заключительной части «Жития»?
    10. В чем патриотический пафос «Жития» и как выражается стремление автора прославить служение родной земле, создать образ идеального князя?

    Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

    Множественность и разнообразие идеалов — знамение не только современности, но и знамение культурной жизни в эпоху Средневековья. Культура живет человеческими идеалами. К одному из таких идеалов принадлежал Александр Невский, переяславский, новгородский и владимиро-суздальский князь, защитник и спаситель Руси. Заступник народа, он рано был признан церковью святым: вначале местно (после кончины в 1263 г.), а потом, после 1547 г., ему было установлено общерусское церковное празднование.

    Как тип святого Александр Невский весьма любопытен и поучителен. Он князь-воитель, святой, чьи поступки роднят его с другими народными заступниками, святыми.

    Все русские святые в той или иной мере служат народу. Одни обороняют Русскую землю, другие основывают монастыри, трудятся. Поэтому большинство святых — либо князья-воины, либо монахи и церковные иерархи, но все труженики. Среди русских святых сравнительно мало аскетов, нет и нищенствующих. Сравните двух святых — русского Сергия Радонежского и итальянского Франциска Ассизского. Обоих объединяет, во-первых, общее отношение к природе и нищете и, во-вторых, желание проповедовать язычникам. Так, Сергий Радонежский дружит с медведем, а Франциск Ассизский совершает божественную службу для птиц. Природа сливается с истинно народной жизнью. Однако у них различное отношение к труду. Бедность Сергия — это бедность труженика-крестьянина. Он, даже голодая, запрещает себе и своим сподвижникам собирать милостыню. Франциск, напротив, смиренно собирает подаяние.

    Сергий, как и многие другие святые, — защитник Руси, самое авторитетное лицо на Руси, к которому обращаются за моральной помощью именно потому, что он труженик.

    Князь-воитель тоже может быть защитником от зла, если он праведный, благоверный, справедливый ко всем. Таким и был Александр Невский, заслуживший любовь народов. Он защищает не только Русь, но и Ижору! Это в традициях Древней Руси. Ведь самая главная тема древнерусской литературы — это оборона от зла, от врагов и нашествий, «дабы Свеча Рода не погасла!» Тема обороны Рода и Земли страстно звучит в «Слове о полку Игореве», со страниц летописей и повестей о татаро-монгольском нашествии.

    Оба сражения Александра Невского — и Невское, и Ледовое — оборонные! Это победы над нападающими, наказание зломысленных во имя торжества веры, идеалов мира, добра и справедливости.

    Отношение к Орде тоже вписывается в каноны житийных отношений: татары при нем не нападали на Русь, и потому князь Александр хорошо к ним относился.

    Более всего он ценил Правду, земную — народную — и небесную — божественную и потому идеальную. «Не в силе Бог, но в Правде!», — говорил князь Александр своим дружинникам накануне Невского сражения. И он победил. Александр Ярославич обычно побеждает «силою крестною» и «с малою дружиною».

    русский народ издавна живет своими идеалами. Один из таких идеалов — идеал скромного воина, обороняющего Русь, каким был Александр Невский.

    «На таковыя Бог призирает на мир щедротами: Бог бо мира не аггелом любит, но человеком си щедря ущедряеть, учить и показаеть на мир милость свою. Распространи же Бог землю его богатьством и славою, и удолъжи Бог лета ему», — говорит галицкий книжник в Житии Александра Невского. И мы ему верим, потому что жизнь временна, а деяния вечны, и о них судит народ и история.

    Александре невском и сергии радонежском21 сентября 2016 года в Печорском речном училище прошел тематический урок «Россия, Русь, храни себя, храни», посвященный Международному дню мира и Дню воинской славы России (День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве).

    Определяющей темой мероприятия была тема любви к Родине. Участники поэтического клуба «Парус» выступили с поэтической композицией «Есенинская Русь». В качестве приглашенного гостя выступил благочинный Печорского церковного округа и настоятель Прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора протоиерей Виктор Урманов. В своем выступлении он рассказал о Святителях и Героях земли Русской: Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, Федоре Ушакове. Завершился тематический урок поэтической страничкой, посвященной 95–летию Республики Коми.

    95-летие Республики КомиДень воинской славы Россиклуб ПарусКуликовская битваМеждународный день миратематические уроки

    29 сентября 2021 г. Выставка «Александр Невский и его образ в исторической памяти» с уникальной экспозицией древних летописей, материалов и предметов, связанных с жизнью и делами русского князя, открылась в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. В экспозиции впервые представлены хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов уникальные летописные свидетельства о жизни и трудах князя Александра Невского, подлинные архивные документы и музейные предметы, положившие начало его почитанию как святого. В числе участников выставки — Государственный архив РФ.

    Александре невском и сергии радонежском

    Выставка включает более 400 экспонатов. В их числе — летописные свидетельства о начале самостоятельной деятельности Александра (1236 год), его женитьбе на княжне Александре (1239 год), знаменательной Невской битве (1240 год), которая дала князю имя Невский, его конфликте с новгородцами (1240 год) и возвращении в Новгород для спасения русских земель от иностранной агрессии (1241 год). Также можно увидеть свидетельства о Ледовом побоище (1242 год), переговорах с ханами Золотой Орды (1247 год и 1252 год), духовные грамоты потомков Невского — великих князей Ивана Калиты, Ивана Красного, Дмитрия Донского, свидетельствующие о почитании его памяти, и другие исторические документы.

    Часть экспозиции посвящена восприятию и использованию образа Невского в различных исторических эпохах — во времена Петра I, в советское время, в современной России. В частности, представлены свидетельства о различных "чудесах", которые потомки Невского связывали с помощью святого князя — небесного покровителя и защитника России, материалы о создании знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", награды, посвященные Невскому.

    Александре невском и сергии радонежском

    Выставка приурочена к дате принесения мощей святого благоверного князя по указу Петра I в 1724 году из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. Это было сделано в честь окончания Северной войны и провозглашения России империей.

    Слова Александра Невского о тех, кто придёт с мечом, актуальны для противников России и сегодня, заявил на церемонии открытия экспозиции глава Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

    «Сегодня, спустя 800 лет со дня его рождения, образ князя Александра Ярославовича пережил века и является, пожалуй, одним из главных символов нашего отечества. Убедительно и правдиво звучат поистине библейские слова, вложенные в уста князя Сергеем Эйзенштейном, «Кто с мечом к нам пойдёт, от меча и погибнет», и это хрестоматийное предупреждение звучит вполне актуально и в наши дни», — сказал Нарышкин. Глава СВР отметил, что имя Александра Невского по праву стоит в ряду значимых фигур отечественной истории. Нарышкин подчеркнул, что новгородский князь увековечил себя в народной памяти как мудрый политик, искусный дипломат, храбрый полководец, защитник русской земли.

    Александре невском и сергии радонежском

    В церемонии принял участие руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

    Организаторами выставки выступили Росархив, Российский государственный архив древних актов, Российское историческое общество при поддержке фонда «История Отечества». Документы и экспонаты предоставлены государственными и ведомственными архивными учреждениями, музеями, библиотеками, а также киноконцертном «Мосфильм» и Русской православной церковью.

    В текущем году по всей России проходят масштабные мероприятия в честь 800-летия Александра Невского. Ранее в Москве прошел фестиваль, посвященный полководцу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector