7 чудотворных икон Божией Матери

Богородица — покровительница всех верующих людей, у которой просит помощи каждый желающий. В мире существует немало почитаемых образов, известных своими чудотворениями, наиболее известные — это Почаевская, Владимирская, Тихвинская, «Взыскание погибших», «Милостивая», Иверская и «Утоли мои печали».

Владимирский образ

Владимирский образ Богоматери, находящийся в Толмачах (храм св. Николая). Своими чудесами исцеления она известна еще со времен правления Юрия Долгорукого — тогда сын правителя принял решение перевезти чудодейственный образ на север, но идея не увенчалась успехом. Лошади, везшие князя Андрея Боголюбского резко стали на перепутье у Владимира и не могли сдвинуться. Попытка поменять коней ни к чему не привела, и князь растолковал произошедшее как знамение, что образ Богородицы должен остаться в этом городе. Специально для иконы был возведен храм, а сам образ получил статус чудотворной. Нередко Владимирскую икону Пречистой Девы Марии называют заступницей, ведь она не раз спасала владимирские и московские земли от нашествия Тамерлана, Мазовши и т.д. Подле иконы проходили важнейшие государственные дела, принятие присяги, благословление военных на успешные походы, избрание патриархов и другие важные для России события.

Подробнее о Владимирской иконе мы писали в одном из наших материалов.

7 чудотворных икон Божией Матери

7 чудотворных икон Божией Матери

7 чудотворных икон Божией Матери

Тихвинский образ

Тихвинский образ Божьей Матери прославился своими чудесами еще в далеком 1680 году, когда он был подарен едва отстроенной и открытой Тихвинской церкви тогдашним царем Феодором Алексеевичем. Тогда он собственноручно подарил образ, привезенный в Алексеевское село из самого Кремля, специально для этого был организован крестный ход. Согласно преданию, именно Тихвинская икона Пресвятой девы уберегла одноименный храм от закрытия во время перестройки, Второй мировой войны и т.д. Дата празднования иконы приходится на 26 июня.

Подробнее о Тихвинской иконе читайте далее .

7 чудотворных икон Божией Матери

7 чудотворных икон Божией Матери

7 чудотворных икон Божией Матери

Взыскание погибших

Образ Богородицы «Взыскание погибших». Чудотворный список, находящийся в Москве, был написан московским мастером итальянского происхождения. Последним владельцем иконы был овдовевший и разорившийся дворянин, у которого осталось после смерти супруги три дочери. Отчаявшийся мужчина запил и даже хотел покончить жизнь самоубийством. Согласно летописным записям, дворянин собрался с силами и начал молить Богородицу о помощи. После этого семейные дела наладились, мужчине удалось удачно выдать дочерей замуж, а икона «Взыскание погибших» была передана им в приходской храм. Древний лик Богоматери продолжал творить чудеса, несмотря на тяжелые испытания, с которыми ей пришлось столкнуться: атеистское время, нашествие французов, скитание по храмам, пожары.

Милостивая Киккская

Икона Богоматери «Милостивая» нашла свое пристанище в Зачатьевской монастырской обители (18 век), что расположена в центральной части Москвы. Чудотворный образ помогает в зачатии ребенка и благополучном вынашивании младенца, исцелении от различных недугов, разрешении семейных конфликтов и т.д. Согласно преданию, оригинальный список иконы был написан евангелистом Лукой, находится он на Кипре и носит название «Милостивая-Киккская». Именно сюда в надежде на помощь Заступницы приходят женщины, не способные иметь детей.

Иверский образ

Иверская икона Богоматери относится к типу одигитрия и является одним из наиболее почитаемых на Руси образов. Оригинальный список ее, датируемый 11 столетием, находится в одноименном афонском монастыре, а вот московский список расположился в Иверской часовне. Появился он в Москве в 1995 году после восстановления святыни и Воскресенских ворот. Первый список был утрачен вместе со снесенной часовней, что произошло в 1934 году, он был знаменит своими чудесами и особо чтился во времена царствования Алексея Михайловича.

Много тайн и неразгаданных загадок связаны с Андрониковской иконой Божией Матери. Эта икона одна из трёх, написанных Лукой. Также известно, что долгое время икона хранилась у Андроника III Палеолога, императора Византийской империи, в его честь и была названа икона. Первое задокументированное упоминание об иконе относится к 1347 году от Рождества Христова. В этот год Андроник подарил икону с ликом Богородицы обители в городе Морее.

  • 14 мая
  • 4 ноября

Лишь в XIX веке, при Николае I, святыня попала в Россию. Связано это с нападением турецких захватчиков на Грецию. Служитель обители сумел спасти только икону Божией Матери, тайком он отправил её родственнику, русскому генералу. В 1839 году икона оказалась на хранении в России. Долгие годы икона была нетронута, пережила она и революционные годы, переезжая из одного храма в другой. К несчастью, в 1984 году чудотворная икона была потеряна, её украли из Казанского женского монастыря. До сих пор местонахождение святыни не известно.

7 чудотворных икон Божией Матери

Описание Андрониковской иконы

7 чудотворных икон Божией Матери

На всех изображениях Богородица предстает нам с добрым, но печальным и смиренным взглядом. И это совсем неудивительно, на её глазах пытали её сына, добровольно и терпеливо всё принимающего. Божия Матерь непорочна и миролюбива, дает защиту всем просящим. На Андрониковской иконе Божия Матерь изображена по плечи и без Младенца. К иконе был приложен вышитый герб Византии – двуглавый орел – это ещё раз подтверждает императорское происхождение древнего образа.

На шее Богоматери кровоточащая рана и это не задумка иконописца. По преданью, под иконой находился футляр с ножом дамасской стали, рукоять которого была костяной. Однажды, турок, известный ненавистью к иконам, выхватил нож из футляра и ударил им икону. На шее образа Божией Матери появилась рана от удара, а из иконы потекла кровь.

Икона-защитница

Без иконы Божией Матери не обходится не одна церковь или монастырь. Бывали случаи, когда Богородица сама приходила к больным в сновидениях. Икона с ликом Божией Матери одна из самых чудотворных, она способна помочь во всех мирских делах. Борогодицу просят о наставлении на истинный путь, об укреплении веры и отводы дурных мыслей. Помогает Божия Матерь в болезнях тела и души. Очевидцы утверждают, что слепец прозрел рядом с Андрониковской иконой. Бездетные молятся Богоматери о заветном подарке, ждущие молятся об удачных родах, за здорового и крепкого малыша, а родители – за своих детей, просят защитить и вести их.

Молитва Андрониковской Богородице:

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрониковская икона Божией Матери в Переславле

7 чудотворных икон Божией Матери

В Переславле уже много лет хранится копия с чудотворной святыни. Её точное местонахождение – Введенская церковь Феодоровского женского монастыря, который находится в городе Переславль-Залесский в Ярославской области. Город имеет историческое значение, его постройка была связана с именем Юрия Долгорукого, поэтому город и входит в состав туристического маршрута Золотое кольцо России. Размер иконы, хранящейся в обители, немного больше обычного листа офисной бумаги, но от иконы исходят необъяснимые силы. Прихожане отмечают, что рядом с иконой становится легче на душе, не хочется покидать это место.

Появление копии Андрониковской иконы Богородицы в Переславле окутана тайной. Неизвестно место и время её написания. И первое появление иконы в церкви связано с чудесами. По словам очевидцев, в 1998 году, одна из прихожанок принесла эту икону, в то же самое время другая прихожанка, входящая в другую дверь, принесла киот, идеально подходящий для иконы.

Мироточивые иконы Владычнего монастыря
Чудотворные иконы
14 сентября 1999 г. начал мироточить Крест-Голгофа, 28 апреля 2000 г. – икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 г. началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно.

Список всех мироточивых икон нашего монастыря (на 02.11.2001), мироточение которых можно регулярно наблюдать:

Иконы Спасителя и Кресты

1. Икона Спасителя (алтарная)

2. Икона Преображение (аналойная)

3. Икона Спаситель с предстоящими

4. Крест Голгофа

5. Латунный крест на кануне

Иконы Пресвятой Богородицы
6. Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых

7 чудотворных икон Божией Матери

Чудотворный Яхромский образ Божией Матери вспоминают 27 октября (14 октября по старому стилю). В этот день в 1482 году благочестивому отроку Косме была чудесно явлена икона Богородицы, получившая название «Яхромская».

История обретения образа

Косма путешествовал вместе со своим спутником, болящим боярином Секериным. Утомившись, странники решили отдохнуть недалеко от реки Яхромы (окрестности города Владимира). Секерин сразу заснул, а Косма увидел необыкновенно яркий свет и услышал обращенные к себе слова.

Незнакомый голос призывал юношу забыть о мирской суете и возлюбить богоугодную жизнь. Приглядевшись, отрок увидел в ветвях дерева икону из литой меди. Чудесный образ был пронизан неземным свечением; Косма снял икону с дерева и приблизился вместе со святыней к своему тяжко больному спутнику. Секерин исцелился на глазах юноши.

После чудесного явления иконы Богородицы Косма решил посвятить свою жизнь Богу. Юноша отправился в Киево-Печерский монастырь и перенес в обитель чудотворный образ.

Несколько лет после пострига инок пробыл в Печерском монастыре, а после этого вернулся на место обретения образа. Там он основал монашескую обитель и воздвиг храм для святыни, которая изменила его жизнь.

В летописях сохранилось упоминание о переносе Яхромского образа в Москву. Это случилось во время царствования Алексея Михайловича, а в 1685 году икону вернули в Космин монастырь. После этого упоминаний о литом медном образе Пресвятой девы с Младенцем не встречается.

В 18–19 веке наименование «Яхромская» было закреплено за двумя иконами, хранившимися в обители: образом Успения и изображением Богородицы с Младенцем, написанном по канону «Умиление». До нашего времени эти иконы не сохранились.

Приезжая в Успенский монастырь на берегу Яхромы, паломники стремятся своими глазами увидеть место чудесного обретения иконы Богородицы и прославить Божию Матерь за помощь и поддержку в жизненных невзгодах. Верующие просят Небесную Заступницу о защите от врагов и избавлении от бесовских нападений.

О чем просят верующие перед чудотворной Яхромской иконой Богородицы

Явление Яхромского образа связано с чудесным исцелением от тяжкого недуга. И в наши дни многие молятся перед иконой о здравии себе и близким. Обращение к Пресвятой Богородице перед ее Яхромской иконой помогает:

  • избавиться от тяжких болезней;
  • помириться с родными;
  • найти общий язык с детьми;
  • укрепиться в вере;
  • справиться с пороками и страстями.

Небесная Заступница приходит на помощь в минуты отчаяния, спасает в самых опасных ситуациях. Ей молятся перед началом ответственных дел и перед тем, как отправиться в путешествие.

Как правильно молиться перед Яхромским чудотворным образом Божией Матери

Молитвенное прошение произносят в спокойном расположении духа, забыв о скорбях, обидах и зле, причиненном другими людьми. Нельзя роптать или требовать от Господа и Богородицы помощи в заведомо неправом деле.

Слова молитвы не имеют решающего значения. Можно вспомнить любую богородичную молитву, прочитать канон или акафист или произносить слова, идущие от сердца.

В день праздничного почитания образа посещают церковь, заказывают молебен и обращают свое прошение к храмовой иконе Пресвятой Девы. Искренние прошения всегда бывают услышаны, и помощь не замедлит прийти к тому, кто чист сердцем и помыслами.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой Яхромской

«Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь».

На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2], с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3]. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX веках [4]. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5].

История

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

7 чудотворных икон Божией Матери
«Беседная» Икона Божией Матери

На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь.

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6], а также как самостоятельный сюжет [7]. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

Литература

  • Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри, Санкт-Петербург, 1854.
  • Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря, Тихвин, 1859.
  • Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе, Новгород, 1898.
  • Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг., Санкт-Петербург, 1913.
  • Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв., Санкт-Петербург, 1991.
  • Из новых поступлений ЦМиАР, Москва, 1995, № 10, 13.
  • Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства, Москва, 1999.

Использованные материалы

  • Тарасова, Е. Н., «Беседная икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
    • http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=734

    [1] Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.

    [2] Икона кон. XVII в., ГРМ.

    [4] Солид императрицы Евдоксии, 437–453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741–752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.

    [5] Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в., Москва, 1976, 245.

    [7] На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.

    7 чудотворных икон Божией Матери

    Чудотворная икона — в Православной и Католической церквах иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).

    Содержание

    Богословское обоснование

    7 чудотворных икон Божией Матери

    Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. [1] В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. [2] В основном это иконы Богородицы.

    Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный) — плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём после того как Он отёр им своё лицо. [3] Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы. В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который написав икону Богородицы принёс её Деве Марии и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». [4]

    В христианском понимании в чуде «побеждается естества чин; установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и „недостойными действует“, как творит чудеса и силами природы». [5] По этой причине чудотворение иконы понимается как её внешнее и временное проявление и иконы пишутся не на основе чудотворных образцов, а «по образу, и по подобию, и по существу, смотря на образы древних живописцев и знаменовати с добрых образцов». [6]

    Признание иконы чудотворной

    Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. [7] Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное:

    поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось. [8]

    Несмотря на это в синодальный период были объявлены чудотворными ряд икон (например, Ахтырская икона (середина XVIII века), Косинская (Моденская) икона (середина XIX века)). Отмечают, что для такого признания была важна степень церковности почитания иконы. Если она происходила из крестьянского дома или была найдена в лесу, в поле или у реки, то её почитание пресекалось, напротив у икон из храма было больше шансов получить статус святыни. [8] Относительно икон самостоятельно, без санкции духовных властей, объявленных чудотворными, богослов, протоиерей Евгений Попов (1824—1888) писал: «Тот, кто выдаёт простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя тяжкую вину. <…> следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению тех, в доме которых была бы или ещё остаётся икона, расславляемая чудотворною!». [9]

    До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности о мироточении). В соответствии с этим порядком икона

    …опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной. [10]

    В современной Русской православной церкви такой практики нет (хотя в отдельных случаях в епархиях проводятся комиссионные освидетельствования икон) и в большинстве случаев все местные святыни считаются достойными поклонения.

    Мироточение

    Одной из распространённых форм чудес, связанных с иконами является их мироточение — появление маслянистой влаги (так называемое миро [11] ) на поверхности иконы. Оно представляет собой светлое, маслянистого вида вещество, испускающее благоухание (в отдельных случаях сообщается о появлении жидкости тёмного или красного цвета — т. н. кровоточение иконы). Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»). [12]

    В этой статье я расскажу вам о том, где находится 31 самая известная икона Богоматери.

    1) «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» — г. Москва, храм св. пророка Илии в Обыденском переулке

    7 чудотворных икон Божией Матери
    2) «ФЕОДОРОВСКАЯ» — Богоявленско-Анастасиин монастырь г. Кострома, а также чудотворные списки в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (г. Москва), в храме свт. Николая Чудотворца в Кленниках (г. Москва), в Богоявленском монастыре г. Углича

    3) «ТОЛГСКАЯ» — Толгский Введенский монастырь, г. Ярославль

    4) «ТИХВИНСКАЯ» — Тихвинский Успенский мужской монастырь, г. Тихвин

    5) «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (г. Москва), в Покровском храме в Мариенбурге (г. Санкт-Петербург), в Покровском кафедральном соборе г. Самары

    6) «БАХЧИСАРАЙСКАЯ» — Успенский мужской монастырь в г. Бахчисарай, Крым.

    7) «ВСЕЦАРИЦА» — Новоспасский мужской монастырь, г. Москва

    8) «ВОСПИТАНИЕ» — точный список с древней иконы находится в Казанском соборе на Красной площади

    9) «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Москва)

    10) «ЧЕРНИГОВСКАЯ (ГЕФСИМАНСКАЯ) — Гефсиманский скит, г. Сергиев Посад

    11) „ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ“ — кафедральный собор г. Тамбова

    12) „КОСИНСКАЯ (МОДЕНСКАЯ)“ — храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, г. Москва

    13) „ЖИРОВИЦКАЯ“ — Жировицкий мужской монатсырь, Белоруссия

    14) „СКОРОПОСЛУШНИЦА“ — Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром

    15) „ИЕРУСАЛИМСКАЯ“ — Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, село Лукино, Домодедовский район

    7 чудотворных икон Божией Матери

    16) „ИВЕРСКАЯ“ — часовня возле Красной площади

    7 чудотворных икон Божией Матери

    17) „КАЛУЖСКАЯ“ — Свято-Георгиевский собор г. Калуги

    18) „МИНСКАЯ“ — Свято-Духов кафедральный собор г. Минска

    19) „НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША“ — Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов

    7 чудотворных икон Божией Матери

    20) „СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ“ — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Дивеево

    21) „МИЛОСТИВАЯ“ — Зачатьевский женский монастырь, г. Москва; храм Всех Святых на Кулишках, г. Москва

    7 чудотворных икон Божией Матери

    22) „СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ“ — храм свт. Николая Чудотворца в Хамовниках, г. Москва; в Николо-Одринской пустыни в Брянской области

    23) „СТРАСТНАЯ“ — храм Воскресения Христова в Сокольниках, г. Москва

    24) „ТРИ РАДОСТИ“ — храм Живоначальной Троицы на Грязех, г. Москва

    25) „ТРОЕРУЧИЦА“ — Успенский храм Болгарского подворья, г. Москва; в Троицком соборе Данилова монастыря

    26) „ТЕРВЕНИЧЕСКАЯ“ -Покрово-Тервенический монастырь, Ленинградская область

    27) „ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА“ — храм св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, г. Москва

    28) „УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ“ — храм свт. Николая в Кузнецкой слободе, г. Москва

    29) „ВЛАДИМИРСКАЯ“ — храм свт. Николая в Толмачах, г. Москва

    7 чудотворных икон Божией Матери

    30) „ДОНСКАЯ“ — Третьяковская галерея; чудотворный список хранится в Донском монастыре г. Москвы

    7 чудотворных икон Божией Матери

    31) „АНДРОНИКОВСКАЯ“ — Феодоровский женский монастырь, г. Переславль-Залесский

    Шуйско-Смоленская икона Божией Матери особо почитается православными три дня в году ­- 15 ноября (по новому стилю), 10 августа и во вторник Светлой седмицы. Этот список Смоленского образа Богородицы написан одним иноком по слезной просьбе прихожан Воскресенской церкви поселка Шуя, чьих жителей косила моровая язва. И Пречистая услышала их молитву.

    7 чудотворных икон Божией Матери

    «Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих», ­- поется на 4-й глас в тропаре этого праздника.

    Строки молитвенного обращения явно свидетельствуют о том, что Божия Помощь, подаваемая через Шуйский-Смоленский святой образ Пречистой Девы, не ограничивается ни местом, ни временем.

    Чудо, в память о котором был установлен день прославления удивительного образа, произошло в 1654 году. Письменное воспоминание о нем сохранилось благодаря усилиям шуйского священника Евлампия Правдина, который выдал переведенное им со старинной местной рукописи «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери». Из этого источника известно и мирское имя живописца, который создал икону, — Герасим Тихонович Иконников. Поскольку это был человек глубокой и по-детски искренней веры, Бог благословил его труд, и образ Божией Матери был закончен довольно быстро и ладно. На его написание ушла всего неделя. На протяжении этого времени духовенство и миряне Шуи возносили Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице усердные покаянные молитвы, прося прощения за все ведомые и неведомые грехи, ставшие причиной наказания болезнью.

    Первое чудо явилось еще во время работы над иконой. На следующий день после того, как мастер нанес на иконную доску прорись, он заметил, что положение Фигуры Богомладенца на Руках у Девы Марии изменилось по сравнению с оригинальным Смоленским образом. Изумленный иконописец поспешил исправить прорись, но, к еще большему его удивлению, на следующий день рисунок был расположен точно так же, как и накануне. Тогда послушник осознал, что это не обыкновенное совпадение и не его погрешность, а Воля Божия, — по какой-то причине Всевышнему было угодно изменить Лики на новом образе. Поэтому мастер оставил последнее слово в своем творении за собственным Творцом….

    Сразу ли исполнилась просьба тех, кто плакал и вымаливал перед только что освященной иконой жизни свои и близких? Нет. Первоначально смертность только увеличивалась. Но священники и их чада не сдавались. Хотя естественный страх перед смертью все-таки смущал естество, внутри глубоковерующие христиане понимали: все, что Бог не дает, к лучшему. Возможно, умирали в первую очередь те, кого Он хотел взять в Свое Небесное Царствие, искупив все их согрешения временным земным страданием. Последнее, каким бы жутким оно не казалось неверующему, все равно ничто по сравнению с вечной радостью. И жители давней Шуи прекрасно понимали это — сохранившиеся записи летописца свидетельствуют о том, что они регулярно прибегали к Причащению Святых Христовых Таин, покаянию на исповеди и молитве в ожидании скорой встречи со Христом.

    Когда спасительная икона была готова, за ней пришел целый крестный ход из церковного клира, облаченного в праздничные ризы, и множества народа. Образ Богородицы был принесен в Воскресенскую церковь и, когда батюшка с благодарением водрузил ее на место, храм вдруг наполнился неземным светом. Народ упал на колени, пораженный чудом, и души всех христиан вдруг наполнились давно забытой радостью. В «Сказании» пишется, что в тот же день на украшение образа были собраны богатые пожертвования, потому что люди поняли — надежда есть. Ни Бог, ни Пречистая Мать Его никогда не оставляют помощью того, кто хранит хоть каплю сердечного упования на Их Милость.

    Когда целые семьи преклонили колени перед Богом на литургии — самом святом и сокровенном христианским богослужении — смерть по велению Богородицы отступила от этого места. Перед этим Господь забрал к себе Герасима Иконникова вместе с его родными — но все пять членов его семьи перед смертью были пострижены в великую монашескую схиму и почили в преподобии и правде.

    Только христиане, в учении которых есть понятие не только смерти, но и успения — ее антипода, блаженной кончины в Боге как новой жизни, понимают, насколько большую честь оказывает Господь таким окончанием земного пути. Многие говорили, что принятие высшего для смертных ангельского чина — награда Герасиму от Самой Всецарицы, которой он служил и своим подвижничеством, и талантом, дарованным от Бога.

    Следующим чудом, ниспосланное Господом нашим через Шуйско-Смоленскую икону, стало изгнание бесов из одержимого ими мальчика по имени Иаков. Благодаря безымянным подвижникам, записывающим для потомков историю исцелений от этого чудотворного образа, известно, что от 16 апреля до 7 октября 1667 года незримую помощь от Шуйско-Смоленского Лика Владычицы Небесной получили 85 человек, а к 1800-му — 109. Полная слепота и тяжелые болезни глаз, глухота, душевные расстройства и потеря ума, полный и частичный паралич, хронические заболевания внутренних органов, головы, спины, зубная боль, воздействие темных сил на человека — это далеко не полный перечень зол, изгнанных Благодатью Божией и молитвами Приснодевы через ее Шуйскую икону.

    И потому с восторгом встретили жители Шуи и окрестных мест грамоту, изданную в 1667 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иоасафом. Она призывала архиепископа Тарусского и Суздальского Стефана ехать в Шую для того, чтобы засвидетельствовать о происходящих там чудесах. Владыка выполнил поручение, и впоследствии этого и было установлено празднование Шуйско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии на Руси.

    Праздник в честь Той, Кто по Благословению Своего Сына, Богочеловека Иисуса Христа, может спасти человека в любой немощи…

    Молченская икона Пресвятой Богородицы имеет интересную историю, она знакома большинству верующих. Икону прятали на протяжении нескольких лет, по повериям она способна творить чудеса — избавлять от тяжелых болезней. Миллионы людей верят в то, что образ Богородицы обладает невероятной силой.

    История происхождения и обретения

    Когда Киев разорили татары, икону привезли в пустынь Курской губернии монахи, спасавшие образ от недоброжелателей. Когда монахи умерли, их тела были погребены в пещере у Чудной горы, которая находилась вблизи Молчанского болота. После эти места заросли травой и кустарником.

    7 чудотворных икон Божией Матери

    Молченская икона Пресвятой Богородицы

    18 сентября 1405 года один бортник, который занимался поиском ульев диких пчел, обнаружил на дереве чудотворный лик Богородицы. По легенде образ источал невероятный свет, также бортник услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Услышав это, он поспешил в Путивль и рассказал о том, что увидел в лесу. Вслед за бортником к месту явления поспешили представители духовенства и простые обыватели.

    Прибыв на место, люди увидели Молченскую икону Богородицы, которая источала свет, и многие из прибывших испытали облегчение и излечились от болезней.

    Впоследствии на этом месте было принято решение построить мужской монастырь. Обитель получила название Печерской по причине того, что была окружена большим количеством пещер. После монастырь не раз подвергался нападениям со стороны татар, его разоряли в Смутное время.

    Многочисленные набеги татар и разорения привели к тому, что в Смутное время игумен монастыря с братией покинул разоренную обитель и перебрался в Путивль, где был построен большой Молченский Печерский монастырь. Но во время одного из пожаров икона Божьей матери исчезла.

    Ситуация изменилась в 1653 году: сильно запущенный и разоренный монастырь, который покинул игумен, был восстановлен стараниями одного строителя по имени Сафиной. В результате этого название обители изменилось.

    Иконе удалось пережить тяжелые времена Советской власти, образ хранили местные жители, которые молчали о своей тайне долгие годы. После восстановления икону вернули в монастырь, но произошло это не сразу. В годы Советской власти монастырь был разрушен, а икону считали утраченной.

    После развала Союза было принято решение восстановить обитель, произошло это лишь в 1997 году, тогда и вернулась икона, ее принесли местные жители, которые хранили образ долгие годы, оберегая его от недоброжелателей. Приблизительно в это время обитель получила статус женского монастыря. Теперь образ хранится в монастыре. Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить, сегодня верующие могут поклониться чудотворному образу Богородицы.

    Говорят, что образ помогает и тем, кто вот-вот отправится в иной мир, к таким людям по поверью Богоматерь особенно благосклонна. А также она благосклонна к тем больным, которые имеют нервные или психические расстройства.

    Люди верят в то, что образ способен исцелить от большого количества недугов. Икона считается одной из самых сильных, она благоволит женщинам и младенца. Силой обладают не только изображения, но и слепки с образа. На протяжении многих веков люди идут в монастырь для того, чтобы поклониться иконе и попросить у нее исцеления.

    Существует три основные версии обретения иконы, они различны, но тем не менее достойны внимания.

    В 1960-х настоятелем Спасо-Преображенского собора стал отец Георгий, его интересовал вопрос розыска святыни, которая пропала. Но помочь отцу Георгию не могли ни служители церкви, ни жители, которые ничего не знали об образе.

    Настоятель часто обращался с молитвами к Богоматери и просил ее об одном: явить ему свой чудотворный лик.

    Молитвы отца Георгия были услышаны, и в 1965 году к нему обратилась женщина, которая недавно стала вдовой. Она рассказала настоятелю о том, что ее муж перед смертью составил завещание на имя отца Георгия. Завещал умерший икону, при внимательном рассмотрении настоятель понял, что к нему в руки попал не один образ, а два.

    Так была обретена не только Владимирская Божья Матерь, но и Молченская икона.

    По другой версии архимандрит Герман, который являлся настоятелем Софрониево-Молченской пустыни, так усердно молился и просил явить ему лик, что в ответ на молитвы получил откровение. В результате икону нашли в семье татар, которые ничего не знали об образе и не верили в Бога, они использовали изображение Богоматери для того, чтобы измельчать мел.

    Александр Артынов, историк и краевед, сообщает, что, собирая информацию для написания книги, граф Михаил Толстой путешествовал по России. Он изучил одну из икон, которая находилась в Ростове и по характеру письма и другим особенностям определил, что это та самая утерянная икона из Путивля. А это значит, что исчезнувший образ хранился все это время в Богоявленском храме.

    Все три версии обретения могут считаться правдоподобными, поскольку, что точно случилось с иконой и где она была, наверняка сказать никто не может.

    Описание

    Молченская икона Божией Матери, которую хранят в женском монастыре, является точной копией с первого образа, явившегося бортнику, собиравшему мед пчел в лесу. История обретения полна чудес и невероятных фактов. Но внимание стоит уделить не только фактам, но и описанию.

    При внимательном изучении образа можно заметить несоответствия между иконой и ее описанием.

    Что сказано в описании:

    1. Богородица держит новорожденного на правой руке.
    2. Лестница находится в левой руке.
    3. Перед Богородицей стоит человек и молится.

    Изображение на полотне:

    • новорожденного Богородица держит левой рукой;
    • лестница находится в правой руке;
    • человек, который молится, помещен сбоку или его изображение отсутствует вовсе.

    В результате Молченская Богородица мало чем отличается от Путивльской, поскольку изображения имеют определенное сходство между собой. Славят Богородицу 7 мая (24 апреля), а также 1 октября (18 сентября).

    Стоя у иконы, страждущие молятся о следующем:

    1. Защите от врагов.
    2. Душевном спокойствии.
    3. Исцелении от душевных и нервных болезней.
    4. Защите от пожаров и воровства.

    А также стоит отметить существование чудотворного списка Божьей Матери, который явился в селе Бусиново под Москвой. Список теперь можно увидеть в храме преподобного Сергия Радонежского.

Ссылка на основную публикацию